Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект «Ямал — моя малая Родина» (Профессии моего края)
Патриотизм детям
Автор: Каюмова Светлана Хабибуллаевна   
03.05.2020 19:26

Проект «Ямал — моя малая Родина» (Профессии моего края)Проект «Ямал — моя малая Родина» (Профессии моего края)

Разработала педагог: Каюмова С.Х Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аист»

Тип проекта:

  • Познавательно -творческий
  • долгосрочный

Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)

Интеграция образовательных областей:

 

Скачать конспект

В процессе работы по реализации проекта обеспечивается интеграция всех образовательных областей (в соответствии с ФГТ).

  • Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине, представлений об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.
  • Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической; развитие речевого творчества.
  • Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.
  • Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики.

Цель проекта: Развивать у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с значимыми профессиями людей на крайнем Севере.
  • Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
  • Формировать уважения к труду взрослых разных профессий.
  • Определить значимость профессий.

Форма и методы реализации проекта.

  • Групповая и индивидуальна работа с детьми
  • Выставка творческих работ в группе и ДОУ
  • Консультации для педагогов
  • Публикация на сайте ДОУ
  • Оформление предметно- развивающей среды
  • Участие во всероссийских и муниципальных творческих конкурсах.

Пояснительная записка

“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”

К.Симонов

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм творческой познавательной деятельности.

Поэтому был разработан долгосрочный социально значимый проект для детей старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан сроком на 1 год.

Проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Закон РФ "Об образовании".
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Конституция РФ.
  4. Закон "Об образовании ЯНАО"
  5. Устав МДОУ.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  7. Локальные акты дошкольного учреждения.

Актуальность

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, труде человека на крайнем севере.

Мы знаем, что дошкольное детство — это тот период жизни ребенка, когда закладываются основы трудовой деятельности, культуры труда личности, что определяет ее воспитанность и трудолюбие в будущем.

Крайней север в душе русского человека всегда вызывает восхищение, смешенное с желанием покорить этот сказочный и такой недоступный для людей мир. Специфика этого региона накладывает свой отпечаток на востребованные профессии, здесь развита в основном добывающая промышленностью.

Нередко дети дошкольного возраста не имеют представления о значимых профессиях людей живущих на Крайнем севере, как называется та или иная профессия, какую роль играет труд в жизни людей, о пользе.

Мы решили провести работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями в виде проекта. Работа в системе, по одной теме помогла нам дать детям более глубокие знания о значимых профессиях людей и закрепить их.

Проблема: недостаточная информированность детей о значимых профессий людей крайнего севера.

Описание проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Подготовительный

Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме.
Составление плана работ над проектом.
Подбор наглядного и дидактического материала.

Основной

- беседы: «Край, в котором мы живём», «О чём расскажет нам олень», «Коренные жители Севера», «День работника нефтяной промышленности»,

« День оленевода», « День работника лесного хозяйство», « День газовика», « Праздник народов Севера»

-чтение сказок, легенд коренных народов Севера.

-НОД «Легенда о Севере»;

«Природа нашего края»;

- Круглый стол « В интересном мире Северных профессий»

- Тематические стенды, макеты (нефтяная вышка, нефтяной газопровод, речного порта ( баржа, корабли и т,д), железнодорожная станция.

- Мини   музей (исторические работы на крайнем Севере)

- рассматривание карты, глобуса, фотографий, иллюстраций, книг о крае, национальных костюмов народов Севера;

Игровая деятельность:

- сюжетно-ролевая игра «На нартах по снегу», «Путешествие на север», « Охотники и олени»,

И. т,д

дидактические игры: «Путешествие по Северному краю», «Угадай-ка что за профессия» - по схемам, «Узнай по описанию орудия труда».

-разучивание игр коренных народов Севера: «Оленята», «Оленьи упряжки», «Чум», «Белый шаман», «Каюр и собаки».

-  фотовыставка «Трудовая деятельность людей крайнего Севера».

-слушание песен народов Севера;

-Тематические стенды по теме.

- Выставка рисунков

- Создание альбома «Значимые профессии   людей   на крайнем Севера»

Работа с родителями:

- беседы и консультации по темам проекта,

- участие в конкурсе макетов, в конкурсе поделок «Мастерим из бросового материала»;

- привлечение родителей к участию в проведении тематических развлечений.

Заключительный

Подведение итогов о проделанной работе (защита проекта), презентация «Мой край родной Ямал» (Значимые профессии Ямала)»

План работы с детьми

Месяц

Тема мероприятия

Совместная деятельность

Сентябрь

Беседа с детьми на тему «Жизнь людей на Севере». Задачи: познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей; формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях.

Экскурсия «По тропинке мы пойдём».

Задачи: воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность; ознакомить детей с объектами экологической тропы; конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений и животных; воспитывать культуру общения с природой.

Октябрь

Знакомство с профессией лесник

Проблемная ситуация «Если лесник перестанет заботиться о лесе… »

- Изготовление плаката «Этого не следует делать в лесу». Беседа «Зачем люди ходят в лес? ». Картина «лесник». Произведение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла». Стихотворения Л. Зеленовской «Лесник», «Лес», пословица «Враг природы тот, кто леса не бережет», рассказ о леснике.

карточки – задания:

- «Что мешает лесу?»

- «Спасите обитателей леса от наводнения»

Закрепить понятие «профессия». Напомнить название профессий. Уточнить представление о леснике – человеке, который заботится о лесе, о его обитателях. Воспитывать уважение к людям разных профессий. Развивать коммуникативные способности в процессе работы в группе, в парах

Ноябрь

НОД «Знакомство с профессий рыболов»

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о профессии рыболова.

Задачи:

Познакомить детей с особенностями любительского и профессионального лова рыбы.

Дать представления о значимости труда рыболовов для общества.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»; рассматривание открыток с изображением рыб.

Оборудование: презентация «Откуда рыбка пришла», разрезные картинки, схемы-алгоритмы

Январь

Игра- викторина

«Все профессии нужны - все профессии важны»

Цель: Расширять знания детей о профессиях взрослых;

Формировать представление детей о значимости труда взрослых на крайнем севере.

Формировать представления о роли предметов в трудовой деятельности человека;

Активизировать в речи слова, понятия, обобщения, связанные с темой; закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложения.

Воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к труду взрослых.

Игра: «Угадайте, какая профессия у человека?» (воспитатель называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, дети должны угадать эту профессию)

Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.

Задачи:

- вызвать интерес к окружающему миру;

- расширять у детей представления о профессиях;

- обогатить словарный запас;

Февраль

Знакомство с профессиями коренных жителей. Профессия оленевод.

Задачи: познакомить с профессией оленевода, рассказать о нужности и важности этой профессии, закреплять знания об олене, их образе жизни. Воспитать интерес, активизировать словарь. Словарная работа: аркан, хорей, важенка.

П/и «Оленьи упряжки». Задачи: продолжать знакомить детей с национальными обычаями, играми народов Севера;

развивать координацию движений, глазомер, быстроту, ловкость, выносливость.

Март

Игра – квест «Путешествие в страну Трудолюбия»

Цель: реализовать игровую деятельность детей познакомить с новой информацией,

закрепить имеющиеся знания, отработать на практике знания и умения детей.

Задачи:

Образовательные:

Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности для общества и детей;

Учить определять профессию по описанию, показу предметов, используя пословицы и поговорки;

Познакомить детей с профессией гончар и роде его деятельности.

Развивающие:

Развивать зрительную память, слуховое внимание, познавательную активность;

Развивать воображение, мелкую моторику и координацию движений рук.

«Альбом «Профессии бывают разные»

Цель: продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; отбирать объекты для изображения сообразно замыслу; развивать творческое воображение, фантазию.

Апрель

НОД «Капелька нефти и пузырек газа».

Программное содержание: Дать детям знания о нефти и газе, о способах их добычи; о том, что изготавливают из нефти; познакомить с профессиями: буровик, геолог, нефтяник, газовик; воспитывать уважение к людям труда.

Дидактическая игра «Что сделано из нефти?»

Цель: Расширять знания детей о пользе нефти для жизни людей. Развивать кругозор, внимательность, память.

Материалы: Карточки с изображением предметов, сделанных из различных материалов

Правила игры: в игре участвуют от двух до четырёх детей. Выбрать карточки, на которых изображены предметы, изготовленные из нефти.

Май

Конкурс знатоков «Путешествие в мир профессий».

( Крайнего севера)

Задачи: - закреплять знания детей о людях разных востребованных профессий крайнего севера;

- развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память;

- воспитывать навыки общения, взаимодействия, инициативности.

Изготовление книжек – малышек «Что я знаю о профессии…», «Кем я буду, когда вырасту».

Задачи: закреплять знания детей о людях разных профессии. Развивать творческую способность.

План работы с родителями

Мероприятие

Цель

Сроки выполнения

Участие в празднике «День газовика».

Знакомство с главным праздником человека труда на севере. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

Сентябрь 2019 г.

Анкетирование родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание в семье».

Выявление отношения родительской общественности к воспитанию нравственно-патриотических чувству детей.

Октябрь 2019 г.

Изготовление атрибутов для с/р игры «Родом из тундры».(профессия оленевода)

Вовлечь родителей к изготовлению атрибутов с целью развития интереса к ненецким традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к профессии оленевода.

Декабрь 2019 г.

Мероприятия   с родителями детей старшего дошкольного возраста на тему: «Расскажи о свей профессии» (в форме семинара практикума»

Цель: Способствовать повышению компетентности родителей в воспитании детей посредством обмена информацией о современных профессиях в форме семинара-практикума.

Февраль 2020 г.

Проведение викторины с родителями на тему «Профессии на Ямале, важны и нужны».

Продолжать содействовать с родителями, с целью совместной работы по изучению профессии.

Март 2020 г.

Разработка детско- родительского мини проекта «Северный край, востребованные профессии».

Продолжать   знакомить с востребованными профессиями северного края. Формировать познавательный интерес, воспитывать интерес, развивать творческие способности детей.

Май 2020 г.

Для педагогов:

1. Создать информационную базу;

2. Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родителей, воспитателей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов.

Для родителей:

1. Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера.

2. Способствовать формированию у подрастающего ребенка готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы.

Литература:

1.      Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников . Методическое пособие . М.: ЦГЛ., 2005

2.      Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа, Екатеринбург, 1997

3.      Нина Ядне. Мы родом из тундры. М., 1999

4.      Т.А.Шорыгина. Беседы о русском Севере.

5.      Г.Чувашов. «Гыданский заповедник». С-Петербург, 2001

6.      Н.Журавель. Краеведение Ямало-ненецкого автономного округа. Новый Уренгой, ЗАО «Центр принт», 2003

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год