Деловая игра «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» |
Познание | |
Автор: Уланова Татьяна Юрьевна Садомова Юлия Ивановна Галстян Марина Юрьевна Шуманова Анна Александровна | |
24.11.2024 05:39 | |
Деловая игра «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги. Мы рады видеть вас сегодня на Совете педагогов по нашей годовой задаче, которая будет проходить в формате деловой игры на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающей успешной реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования» Для проведения нашей деловой игры я приглашаю Уланову Татьяну Юрьевну, воспитателя подг гр с высшей категорией, из корпуса Палермо, которая поделится своим опытом практической работы. Но…так как мы работаем с дошкольниками, где ведущим видом деятельности является игра, то формат нашей встречи решили сделать очень необычным, но очень интересным для того, чтобы и Вам побывать в роли экспериментаторов и исследователей…а может даже волшебников. Предоставляю слово Т.Ю. Т.Ю.: Своё выступление хотелось бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». Действительно ребёнок-дошкольник, сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Но здесь есть важный момент т хотелось бы особо обратить внимание на это. Скажите будет ли ребенок исследователем, если за него говорят готовые ответы без возможности подумать? (Ответы слушателей). А если ему не дают проделать эксперимент только из-за того, что это будет беспорядок на столе или в группе? Или если говорят: Ты еще маленький, я за тебя сделаю, а то ты прольешь а уж подрастешь и будешь сам? Слушать ответы. Т.Ю. Конечно для того, чтобы дети были исследователями – нужен рядом такой родитель или педагог, который создаст условия (среду, отношение) такое, чтобы ребенок захотел сам разобраться и сделать открытие. И сегодня наша деловая игра – это создание таких условий для развития детей-исследователей, готовых выражать свои предположения и гипотезы, а дальше их подтверждать через опыты. Сейчас я вам прочитаю объяснения детей, связанные с нашей сегодняшней темой, а вы попробуете отгадать о чём идёт речь.
Вбегает Гарри Гарри: Какое несчастье, что мне делать, Всё пропало!. Ведущий: Здравствуйте, а вы кто? И как вы сюда попали. Гарри: Здравствуйте. Меня зовут Гарри. Гарри Поттер. Я начинающий волшебник из Хорвартса. А как я сюда попал, лучше и не спрашивайте, я и сам пока этого не понимаю Ведущий: А что у вас случилось? Почему вы так взволнованы? Гарри: Дело в том, что мой уважаемый учитель Дамблдор дал мне задание, но если я его не выполню, то не буду допущен до участия в опытах и экспериментах. Что мне делать — я не знаю. Ведущий: Гарри! Это вовсе не беда. Мы тебе поможем. Гарри: А почему вы уверены, что сможете мне помочь? Ведущий: Потому, что мы с коллегами собрались здесь, как раз по теме опытов и экспериментов. Я уверена, что мы сможем тебе помочь. Гарри: Замечательно! Как хорошо что я попал именно к вам!. Ведущий: Ну, не будем терять времени зря. Скажи что нужно делать? Гарри: Мне нужно собрать то, что находится в этом сундуке. Но сундук откроется только в том случае, если я отгадаю загадку, которую мне передал учитель. Ведущий: Ну тогда читай скорей загадку. Гарри: Вода не размочит, Не съест его пламень Нож, саблю наточит, Зерно мелит....... (камень) Гарри: Открывает ящик и показывает камень, Теперь я знаю что мне нужно собрать для опыта! Это камни-кристаллы. И я прошу вас помочь мне. Исполняетсягимнастика мозга «Собери кристалы». Гарри: Спасибо вам, друзья. Звучит волшебная музыка. Гарри: Что я слышу! Какие знакомые звуки! Кажется, это мой учитель Дамблдор. Под музыку открывается занавес, за столом сидит учитель. Гарри: Учитель- Дамблдор! Учитель: Здравстсвуй Гарри. Гарри: Как вы здесь оказались? Учитель: Так же как и ты! Но это сейчас не важно. Скажи, ты справился с моим заданием? Гарри: Да, учитель, Я отгадал загадку, и собрал много камней. В этом мне помогли мои друзья, которые так же интересуются опытами и экспериментами. Учитель: Ну что ж Гарри, я рад ты заручился такой замечательной поддержкой и справился с первым моим заданием. Гарри: С первым заданием?! А что, будут ещё какие-то задания? Учитель: Конечно, Гарри! Ведь ты не думаешь, что в нашем университете так легко и просто учиться? Гарри: Конечно нет. учитель. Я вовсе так не думаю. Учитель: Итак, тебе и твоим помощникам нужно показать свои знания и собрать материалы для опытно-экспериментальной деятельности. Гарри: Учитель, что нужно сделать. Учитель: Сначала вам нужно разделиться на несколько команд и ответить на вопросы, которые находятся вот в этом мешке.. Надеюсь, у вас всё получится. А мне нужно вас ненадолго оставить. Желаю удачи. Занавес закрывается Гарри: Поделиться на команды, но как это сделать…Придумал! В этом мне поможет распределительная шляпа. (из шляпы гости достают по одной записке с названием команды Умники, Знайки, Энштейны и делятся на команды) Гарри: А теперь давайте узнаем какое задание приготовил учитель Дамблдор. Помогите мне, пожалуйста. (обращается у ведущему) А я вас ненадолго оставлю, узнаю у учителя, какое следующее задание нужно выполнить. (уходит) Ведущий достаёт свиток из мешка и читает) Ведущий: «Вам нужно ответить на вопросы, которые лежат у вас на столах и записать ответ на листе бумаги.» Проводится викторина «Внимание, вопрос!» 1 команда «Умники» 1. Что вы подразумеваете под понятием познавательнаядеятельность"? (Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности.). 2. Что такое "проблема"? (Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.). 3. Что такое "гипотеза"? (Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.). 2 команда. «Знайки» 1. Как вы понимаете термин "эксперимент"? (Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.). 2. Алгоритм организации детского эксперимента? (Постановка проблемы, целеполагание, выдвижение гипотез, проверка гипотез, анализ полученного результата, формулирование выводов.) 3. Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками? (Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.). 3 команда «Энштейны» 1. Как увидеть и сформулировать проблему? (Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.). 2. Как необходимо выдвигать гипотезы? Приведите пример: (Например, существует детская проблемная ситуация: как птицы узнают дорогу на юг? В данном случае могут быть такие гипотезы: птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; они сверху видят растения и деревья, которые указывают им направление полета; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним и т. д.) 3. Эксперименты бывают: (индивидуальные, групповые, однократные или циклические.) Входит Гарри Гарри: Друзья следующее задание, которое приготовил для нас учитель- снова загадка. Нужно отгадать, что находится в этой коробке. Сначала нам нужна мука, В неё добавим молока, Яйцо туда же разобъём, Сметану, маслица нальём. Добавим соду, сахар, соли, И будем мять, что хватит воли. Что спрятано в коробке? (тесто). Нам с вами нужно намесить много теста, для следующего опыта. Проводится игра с палочками «Месим тесто. Гарри: Все молодцы, Но у нас есть ещё одно задание. (передаёт свиток и мешок. ведущему) Ведущий: Кажется это задание сказочное. (читает) 1. Каждая команда должна изобразить персонаж, который написан на листочке. А всем остальным участникам нужно отгадать, кто будет изображён. Представитель команды должен выбрать этот листочек из мешка. Главное условие- задание тайное, нельзя показывать надпись другим командам. Команды изображают героев. Гари: Вы замечательно справились с заданием. А скажите, можно ли назвать поведение этих персонажейисследовательским? Почему? Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок. Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером. Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений. Гарри: А вот и следующее задание от учителя. И похоже оно будет музыкальным. (передаёт свиток ведущему) А мне снова нужно удалиться за следующим заданием от учителя. (уходит) Ведущий: Вам нужно вспомнить песни об объектах экспериментирования, которые вам достались. (облака, вода, солнце). Под музыку заходит Гарри. Гарри: Я к вам спешу с заданием, Учитель сказал, что оно последнее! В этой коробке находится ёмкость, созданная самой природой, в которой очень удобно, дешево и полезно выращивать рассаду цветов и овощей. (Скорлупа от яйца). Правильно, нам нужна не только скорлупа, но и всё в ней содержимое, то-есть яйцо. Ну что же все вы не сидите добыть яйца мне помогите. Исполняется упражнение с яйцами. Открывается занавес, у стола стоит учитель. Учитель: Хочу поздравить тебя Гарри! Ты и твои друзья-помощники справились с моими заданиями. И теперь вы можете приступать к опытам. Для каждого опыта нам понадобится один участник из команды. Для каждого опыта есть инструкция, которая находится на столе. Учитель: 1опыт «Плавающее яйцо» В этом опыте нам нужно сделать так чтоб в одном стакане яйцо осталось на поверхности, в другом осталось на уровне середины стакана, в третьем утонуло и сделать соответствующий вывод. 2 опыт «Извержение вулкана», Давайте попытаемся разбудить наш вулкан и понаблюдать за его извержением. 3 опыт «Напои Галку водой». В этом опыте вам нужно повысить уровень воды не добавляя её в стакан. Вы справились со всеми опытами. Какой вывод мы можем сделать по первому опыту? Вывод: Плотность воды солёной более высокая, поэтому она выталкивает яйцо) Учитель: Гарри, А какой вывод ты сделал по второму опыту? Гарри: Опыт показывает взаимодействие соды с кислотой. Учитель: Какой вывод мы можем сделать по третьему опыту? Вывод: Камни тонут в воде потому что они тяжёлые и плотные, вода поднимается когда камни попадают в неё, потому что тяжёлый камень вытесняет воду и занимает место на дне. Учитель: Ну что ж, Гарри, сегодня вместе с друзьями ты постарался на славу. Вы выполнили все мои задания и успешно справились со всеми опытами. Гпрри: я очень рад, что у нас всё получилось! Спасибо вам, большое! Учитель: А нам пора с вами прощаться. Пойдём, Гарри, я познакомлю тебя с новыми опытами и экспериментами. Гарри: До свидания, друзья! Желаю вам успехов в экспериментировании! Занавес закрывается Ведущий: Уважаемые коллег, надеюсь опыты, которые были здесь представлены пригодятся вам для проведения опытно-экспериментальной деятельности со своими детьми в группах, и конечно для участия в конкурсах по проектно-исследовательской деятельности. Я хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в нашей деловой игре (представление участников) Огрмное всем спасибо за ваши старания и умения, позитивное настроение и хочется преподнести вам небольшие угощения. И для создания уголка экспериментирования мы приготовили некоторые памятки по каждой возрастной группе, благодаря которым Вы создадите свой Хогвартс в группе, надеюсь Вам была наша деловая игра полезна и формат практики очень запоминающийся и современный. Успеете поручить сделать памятки по перечню оборудования в уголке экспериментирования кому-то? Или мне подключиться? Только много наименований не надо, основное и все. И в конце памятки надо написать: все оборудование и материалы в уголке должны быть плотно закрыты в прозрачных коробочках и каждая коробочка подписана и приклеена сделана картинка с изображением что там, для того чтобы ребенок видел что берет, а помощник воспитателя смогла делать ежедневную уборку уголка от пыли.
|