Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Деловая игра «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
Познание
Автор: Уланова Татьяна Юрьевна Садомова Юлия Ивановна Галстян Марина Юрьевна Шуманова Анна Александровна   
24.11.2024 05:39

Деловая игра «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»Деловая игра «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»

Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги. Мы рады видеть вас сегодня на Совете педагогов по нашей годовой задаче, которая будет проходить в формате деловой игры на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающей успешной реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования» Для проведения нашей деловой игры я приглашаю Уланову Татьяну Юрьевну, воспитателя подг гр с высшей категорией, из корпуса Палермо, которая поделится своим опытом практической работы. Но…так как мы работаем с дошкольниками, где ведущим видом деятельности является игра, то формат нашей встречи решили сделать очень необычным, но очень интересным для того, чтобы и Вам побывать в роли экспериментаторов и исследователей…а может даже волшебников. Предоставляю слово Т.Ю.

Т.Ю.: Своё выступление хотелось бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности».

Действительно ребёнок-дошкольник, сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

 

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Но здесь есть важный момент т хотелось бы особо обратить внимание на это.

Скажите будет ли ребенок исследователем, если за него говорят готовые ответы без возможности подумать? (Ответы слушателей).

А если ему не дают проделать эксперимент только из-за того, что это будет беспорядок на столе или в группе?

Или если говорят: Ты еще маленький, я за тебя сделаю, а то ты прольешь а уж подрастешь и будешь сам? Слушать ответы.

Т.Ю. Конечно для того, чтобы дети были исследователями – нужен рядом такой родитель или педагог, который создаст условия (среду, отношение) такое, чтобы ребенок захотел сам разобраться и сделать открытие. И сегодня наша деловая игра – это создание таких условий для развития детей-исследователей, готовых выражать свои предположения и гипотезы, а дальше их подтверждать через опыты.

Сейчас я вам прочитаю объяснения детей, связанные с нашей сегодняшней темой, а вы попробуете отгадать о чём идёт речь.

  1. «Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. Что это, да верно это (ЭКСПЕРИМЕНТ)
  2. «Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. Как вы думаете о чём идёт речь. Да, ответ верный- (ЛАБОРАТОРИЯ)

Вбегает Гарри

Гарри: Какое несчастье, что мне делать, Всё пропало!.

Ведущий: Здравствуйте, а вы кто? И как вы сюда попали.

Гарри: Здравствуйте. Меня зовут Гарри. Гарри Поттер. Я начинающий волшебник из Хорвартса. А как я сюда попал, лучше и не спрашивайте, я и сам пока этого не понимаю

Ведущий: А что у вас случилось? Почему вы так взволнованы?

Гарри: Дело в том, что мой уважаемый учитель Дамблдор дал мне задание, но если я его не выполню, то не буду допущен до участия в опытах и экспериментах.

Что мне делать — я не знаю.

Ведущий: Гарри! Это вовсе не беда. Мы тебе поможем.

Гарри: А почему вы уверены, что сможете мне помочь?

Ведущий: Потому, что мы с коллегами собрались здесь, как раз по теме опытов и экспериментов. Я уверена, что мы сможем тебе помочь.

Гарри: Замечательно! Как хорошо что я попал именно к вам!.

Ведущий: Ну, не будем терять времени зря. Скажи что нужно делать?

Гарри: Мне нужно собрать то, что находится в этом сундуке. Но сундук откроется только в том случае, если я отгадаю загадку, которую мне передал учитель.

Ведущий: Ну тогда читай скорей загадку.

Гарри:

Вода не размочит,

Не съест его пламень

Нож, саблю наточит,

Зерно мелит....... (камень)

Гарри: Открывает ящик и показывает камень,

Теперь я знаю что мне нужно собрать для опыта! Это камни-кристаллы. И я прошу вас помочь мне.

Исполняетсягимнастика мозга «Собери кристалы».

Гарри: Спасибо вам, друзья.

Звучит волшебная музыка.

Гарри: Что я слышу! Какие знакомые звуки! Кажется, это мой учитель Дамблдор.

Под музыку открывается занавес, за столом сидит учитель.

Гарри: Учитель- Дамблдор!

Учитель: Здравстсвуй Гарри.

Гарри: Как вы здесь оказались?

Учитель: Так же как и ты! Но это сейчас не важно. Скажи, ты справился с моим заданием?

Гарри: Да, учитель, Я отгадал загадку, и собрал много камней. В этом мне помогли мои друзья, которые так же интересуются опытами и экспериментами.

Учитель: Ну что ж Гарри, я рад ты заручился такой замечательной поддержкой и справился с первым моим заданием.

Гарри: С первым заданием?! А что, будут ещё какие-то задания?

Учитель: Конечно, Гарри! Ведь ты не думаешь, что в нашем университете так легко и просто учиться?

Гарри: Конечно нет. учитель. Я вовсе так не думаю.

Учитель: Итак, тебе и твоим помощникам нужно показать свои знания и собрать материалы для опытно-экспериментальной деятельности.

Гарри: Учитель, что нужно сделать.

Учитель: Сначала вам нужно разделиться на несколько команд и ответить на вопросы, которые находятся вот в этом мешке..

Надеюсь, у вас всё получится. А мне нужно вас ненадолго оставить. Желаю удачи.

Занавес закрывается

Гарри: Поделиться на команды, но как это сделать…Придумал! В этом мне поможет распределительная шляпа.

(из шляпы гости достают по одной записке с названием команды Умники, Знайки, Энштейны и делятся на команды)

Гарри: А теперь давайте узнаем какое задание приготовил учитель Дамблдор. Помогите мне, пожалуйста. (обращается у ведущему)

А я вас ненадолго оставлю, узнаю у учителя, какое следующее задание нужно выполнить. (уходит)

Ведущий достаёт свиток из мешка и читает)

Ведущий: «Вам нужно ответить на вопросы, которые лежат у вас на столах и записать ответ на листе бумаги.»

Проводится викторина «Внимание, вопрос!»

1 команда «Умники»

1. Что вы подразумеваете под понятием познавательнаядеятельность"?

(Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности.).

2. Что такое "проблема"?

(Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.).

3. Что такое "гипотеза"?

(Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.).

2 команда. «Знайки»

1. Как вы понимаете термин "эксперимент"?

(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.).

2. Алгоритм организации детского эксперимента?

(Постановка проблемы, целеполагание, выдвижение гипотез, проверка гипотез, анализ полученного результата, формулирование выводов.)

3. Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками?

(Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.).

3 команда «Энштейны»

1. Как увидеть и сформулировать проблему?

(Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.).

2. Как необходимо выдвигать гипотезы?

Приведите пример:

(Например, существует детская проблемная ситуация: как птицы узнают дорогу на юг? В данном случае могут быть такие гипотезы: птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; они сверху видят растения и деревья, которые указывают им направление полета; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним и т. д.)

3. Эксперименты бывают:

(индивидуальные, групповые, однократные или циклические.)

Входит Гарри

Гарри:

Друзья следующее задание, которое приготовил для нас учитель- снова загадка. Нужно отгадать, что находится в этой коробке.

Сначала нам нужна мука,

В неё добавим молока,

Яйцо туда же разобъём,

Сметану, маслица нальём.

Добавим соду, сахар, соли,

И будем мять, что хватит воли.

Что спрятано в коробке? (тесто).

Нам с вами нужно намесить много теста, для следующего опыта.

Проводится игра с палочками «Месим тесто.

Гарри:

Все молодцы, Но у нас есть ещё одно задание. (передаёт свиток и мешок. ведущему)

Ведущий:

Кажется это задание сказочное. (читает)

1. Каждая команда должна изобразить персонаж, который написан на листочке. А всем остальным участникам нужно отгадать, кто будет изображён. Представитель команды должен выбрать этот листочек из мешка. Главное условие- задание тайное, нельзя показывать надпись другим командам.

Команды изображают героев.

Гари: Вы замечательно справились с заданием. А скажите, можно ли назвать поведение этих персонажейисследовательским? Почему?

Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.

Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.

Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.

Гарри: А вот и следующее задание от учителя. И похоже оно будет музыкальным. (передаёт свиток ведущему)

А мне снова нужно удалиться за следующим заданием от учителя. (уходит)

Ведущий: Вам нужно вспомнить песни об объектах экспериментирования, которые вам достались. (облака, вода, солнце).

Под музыку заходит Гарри.

Гарри: Я к вам спешу с заданием, Учитель сказал, что оно последнее! В этой коробке находится ёмкость, созданная самой природой, в которой очень удобно, дешево и полезно выращивать рассаду цветов и овощей. (Скорлупа от яйца).

Правильно, нам нужна не только скорлупа, но и всё в ней содержимое, то-есть яйцо.

Ну что же все вы не сидите добыть яйца мне помогите.

Исполняется упражнение с яйцами.

Открывается занавес, у стола стоит учитель.

Учитель: Хочу поздравить тебя Гарри! Ты и твои друзья-помощники справились с моими заданиями. И теперь вы можете приступать к опытам.

Для каждого опыта нам понадобится один участник из команды.

Для каждого опыта есть инструкция, которая находится на столе.

Учитель:

1опыт «Плавающее яйцо»

В этом опыте нам нужно сделать так чтоб в одном стакане яйцо осталось на поверхности, в другом осталось на уровне середины стакана, в третьем утонуло и сделать соответствующий вывод.

2 опыт «Извержение вулкана»,

Давайте попытаемся разбудить наш вулкан и понаблюдать за его извержением.

3 опыт «Напои Галку водой».

В этом опыте вам нужно повысить уровень воды не добавляя её в стакан.

Вы справились со всеми опытами.

Какой вывод мы можем сделать по первому опыту?

Вывод:

Плотность воды солёной более высокая, поэтому она выталкивает яйцо)

Учитель: Гарри, А какой вывод ты сделал по второму опыту?

Гарри: Опыт показывает взаимодействие соды с кислотой.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать по третьему опыту?

Вывод:

Камни тонут в воде потому что они тяжёлые и плотные, вода поднимается когда камни попадают в неё, потому что тяжёлый камень вытесняет воду и занимает место на дне.

Учитель: Ну что ж, Гарри, сегодня вместе с друзьями ты постарался на славу. Вы выполнили все мои задания и успешно справились со всеми опытами.

Гпрри: я очень рад, что у нас всё получилось! Спасибо вам, большое!

Учитель: А нам пора с вами прощаться. Пойдём, Гарри, я познакомлю тебя с новыми опытами и экспериментами.

Гарри: До свидания, друзья! Желаю вам успехов в экспериментировании!

Занавес закрывается

Ведущий:

Уважаемые коллег, надеюсь опыты, которые были здесь представлены пригодятся вам для проведения опытно-экспериментальной деятельности со своими детьми в группах, и конечно для участия в конкурсах по проектно-исследовательской деятельности.

Я хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в нашей деловой игре

(представление участников)

Огрмное всем спасибо за ваши старания и умения, позитивное настроение и хочется преподнести вам небольшие угощения. И для создания уголка экспериментирования мы приготовили некоторые памятки по каждой возрастной группе, благодаря которым Вы создадите свой Хогвартс в группе, надеюсь Вам была наша деловая игра полезна и формат практики очень запоминающийся и современный.

Успеете поручить сделать памятки по перечню оборудования в уголке экспериментирования кому-то? Или мне подключиться? Только много наименований не надо, основное и все. И в конце памятки надо написать: все оборудование и материалы в уголке должны быть плотно закрыты в прозрачных коробочках и каждая коробочка подписана и приклеена сделана картинка с изображением что там, для того чтобы ребенок видел что берет, а помощник воспитателя смогла делать ежедневную уборку уголка от пыли.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год