Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Химичим с детьми» или 10 занимательных научных экспериментов для дошкольников из подручных средств»
Познание
Автор: Баранова Евгения Александровна   
26.03.2023 20:35

«Химичим с детьми» или 10 занимательных научных экспериментов для дошкольников из подручных средств»«Химичим с детьми» или 10 занимательных научных экспериментов для дошкольников из подручных средств»

Дети всегда стараются узнать что-то новое каждый день, и у них всегда много вопросов.

Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен.

Как говорит китайская пословица:

«Расскажи — и я забуду,

Покажи — и я запомню,

Дай попробовать — и я пойму»

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Все потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядное — образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он — ведущий, а первые три года — практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

 

Скачать картотеку

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

Опыт — это наблюдение за явление природы, которое производится в специально организованных условиях.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

  • Постановка проблемы (задачи),
  • Поиск путей решения проблемы,
  • Проведение опытов,
  • Фиксация наблюдения,
  • Обсуждение результатов и формулирование выводов.

Познавательная задача должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинноследственных связей.

Очень важно чтобы в процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок.

Народная мудрость гласит так: «Лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать», так что давайте попробуем с вами «ПО химичить»

С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые опыты из подручных средств, которые можно использовать в работе с детьми.

Опыт «Самонадувающийся шарик»

Спросите детей, верят ли они в то, что воздушные шарики могут надуваться сами по себе. А затем докажите им, что очень запросто!

Для опыта вам необходимо: воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3-4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл. уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Вот и всё.

Теперь остается наблюдать и удивляться. А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.

Опыт с водой и зубочисткой

Спросите у детей, как они думают реально ли, не закрывая бутылку пробкой перевернуть ее, и чтобы при этом не полилась вода из бутылки? Предложим детям проверить. Наливаем полную бутылку водой, сверху накрываем ее салфеткой и переворачиваем (вода не течет). Но мы усложним наш опыт и проткнем салфетку зубочисткой, отправив ее в бутылку, она всплывет на вверх. Объяснение: воздух который есть в

бутылке и вода давать на салфетку с меньшей силой, чем атмосферное давление вне бутылки. А зубочистки всплывают вверх т.к. плотность воды больше чем у дерева.

"Бомбочки " из соды

Спросить у детей видели ли они "бомбочки" для ванной? Предложить детям создать их самостоятельно. Для этого нам понадобиться: сода, краситель, вода.

Сформировав шарики из соды, необходимо им дать немного высохнуть. А затем для эффектности можно опустить в воду с добавлением уксуса. Будет происходить интересное шипение с выделением углекислого газа.

Искусственный снег

В этом году у нас зима прошла без снега, и мы с детьми решили сделать свой искусственный снег. Для него нам понадобиться: пена для бритья и сода. Самый интересное -это смешивание ингредиентов. У детей это вызывает бурю положительных эмоций. Из снега дети с огромным удовольствием слепили снеговика и снежки. Так же сделали вывод, что искусственный снег хорошо лепиться, но при этом не тает в руках и в комнате, в отличии от настоящего снега.

Цветной дождь

Поинтересоваться у детей любят ли они, когда идет дождь или нет?

Выслушав ответ детей, предложить им создать свой дождь и посмотреть, как он идет из туч. Для этого опыта нам понадобиться: прозрачный сосуд, пена для бритья, красители. Налить воду в прозрачный сосуд, сверху покрыть пеной для бритья и затем предложить детям сверху на "тучу" капать краситель. Капли

красителя начнут красиво спускаться по воде из пены, напоминая капли дождя.

Вулкан в стакане

Провести беседу с детками о том, что у нас на планете есть действующие вулканы и они периодически извергаются.

Предложить детям создать "свой" вулкан. Для этого нам понадобиться: прозрачный сосуд, вода, подсолнечное масло,

красители и любые шипучие таблетки.

В сосуд наливаем подсолнечное масло, добавляем воду, красители и бросаем несколько шипучих таблеток и смотрим результат.

Вывод: вода и масло- это жидкости с разной плотность. Плотность масла ниже плотности воды, поэтому не смешивается с ней и располагается поверх воды. Когда вы бросаете шипучую таблетку в жидкость, она начинает взаимодействовать с водой. В результате химической реакции выделяется углекислый газ, который, подхватывает частицы воды с красителем и устремляется верх. Далее газ покидает емкость, а частицы подкрашенной воды возвращаются обратно вниз. Именно поэтому круговорот жидкости и получается интересный и красивый эффект.

Рисуем на соде и лимонной кислоте

Поинтересоваться у детей, каким необычным способом они рисовали. Предложить им нарисовать "шипучим" способом.

Для этого нам понадобиться: емкость (контейнер), сода, лимонная кислота, вода с красителями, пипетки.

Смешиваем соду с лимонной кислотой и сверху при помощи пипетки льем воду с красителем и смотрим на реакцию.

Вывод: при попадании воды на лимонную кислоту и соду образуется угольная кислота и цитрат натрия. Угольная кислота распадается на воду и углекислый газ, образуя пузырьки.

Магическое рисование на салфетке

А кто же любит магию... дети всегда любят волшебство. Для этого нам понадобиться салфетки, маркер и емкость с водой.

Предлагаем детям нарисовать внутри салфетки любой рисунок и закрыть салфетку. Когда она сухая рисунка не видно. Затем предлагаем ее погрузить в воду. И происходит магия, рисунок проявляется.

Рисование на пене для бритья

Будем пробовать рисовать на пене для бритья. Для этого нам понадобиться: емкость, пена для бритья, краски.

Пену посещаем в емкость с невысокими бортиками, сверху предлагаем рисовать красками, затем полученный рисунок можно перенести на лист бумаги по типу рисования Эбру.

Неньютовская жидкость

Для эксперимента нам понадобиться крахмал и вода в соотношении 1:1. И у нас получится не обычная жидкость, текучая, как вода. Но при резком ударе она будет вести себя как твердое тело.

Объяснение: неньютоновской жидкостью называют жидкость, при течении которой ее вязкость зависит от градиента скорости. Обычно такие жидкости сильно неоднородные и состоят из крупных молекул, образующих сложные пространственные структуры.

Проще говоря, это такое вещество, которое может быть и твердым, и жидким, в зависимости от того с какой скоростью мы с ним работаем.

Волшебный стакан

Простой и наглядный опыт удивить малышей. Наполните любой стакан водой лишь на половину. Возьмите листок бумаги или картона и накройте ими отверстие стакана. Переверните емкость вверх дном, придерживая листок, и отпустите руку. Вы увидите, что листок держится, а вода даже не думает проливаться.

Объяснение: внутри и снаружи стакана разница давления давящего на лист бумаги. Когда мы переворачиваем емкость, внутри стакана образуется небольшой вакуум, который и "присасывает" листок к отверстию. А из-за того, что снаружи давление более высокое, листок прижимается к стакану еще плотнее.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год