Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Экономическое путешествие дошколят»
Познание
Автор: Зайцева Татьяна Борисовна   
30.05.2021 10:05

«Экономическое путешествие дошколят»«Экономическое путешествие дошколят»

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ д/с №7 Зайцева Татьяна Борисовна

Кажется, совсем недавно о том, чтобы говорить с детьми об экономике не было и речи. Но в нашем, быстро меняющемся мире, изменилось не только отношение взрослых к финансовой грамотности значительно ближе стали и дети дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что в современном обществе экономика проникает и связывает все стороны жизни человека: трудовые отношения, сферу услуг и торговли, быт и бюджет каждой семьи. Наши дети невольно становятся частью уже существующей экономики. Они ходят с родителями в магазин, видят рекламу по телевидению и на улице, знакомятся с профессиями, в играх и на занятиях учатся взаимодействию в быту. Каждый согласится, что полностью оградить современного ребенка от финансовых вопросов невозможно. Поэтому задачей педагогов стало создание условий, в которых у каждого ребенка сформировались правильное экономическое поведение, направленное на обеспечение его финансовой и социальной безопасности в будущем.

 

Опираясь на реалии развития общества и исходя из того, что современное дошкольное образование уделяет большое внимание формированию общей культуры личности детей, в которую входит формирование основ экономической культуры дошкольника, наше образовательное учреждение выбрало направлением инновационной деятельности тему «Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста как средство обеспечения социально-экономической безопасности в современном мире». Основной задачей для педагогов стало создание комплекса мероприятий, которые бы заинтересовали ребят, сделали процесс вхождения в экономику яркой увлекательной и, главное, познавательной игрой.

Деятельность была спланирована и охватывает следующие направления: методическая работа с педагогами; образовательная работа с детьми; сотрудничество с социальными партнерами; родителями воспитанников.

Для того чтобы реализовать эффективный подход к осуществлению новой для коллектива деятельности, воспитатели повышали свой уровень профессиональной компетентности по вопросам экономического воспитания дошкольников: прошли курсовую подготовку, обучение на вебинарах, участвовали и сами проводили консультации, практикумы, дискуссии, деловые игры.

Т.к. наш детский сад является базовым по формированию основ финансовой грамотности дошкольников, он стал инициатором и организатором мероприятий по данной работе с педагогами района.

Отправляя дошкольника в путешествие по Экономике, воспитатели продумали и организовали образовательное пространство. В арсенале педагогов появились новые методические пособия, дидактические игры.

Любимыми персонажами, сопровождающими ребят в страну Экономику, стали Гном Эконом и Бабушка-Загадушка. От их лица дети получали задания, с ними выполняли упражнения, решали проблемные ситуации. Гном Эконом «рассказал» о том, как жили древние люди, чем отличаются товары от услуг, какими бывают деньги. С Бабушкой-Загадушкой дети отгадывали загадки, изучали сказки, находя в них экономическую составляющую, характеризовали знакомых героев со стороны предприимчивости, смекалки, умения найти экономическую выгоду.

Введение игровых героев улучшило эмоциональный фон образовательной деятельности, сделало его более доступным для понимания дошкольниками.

Педагогами детского сада были созданы дидактические игры: «Прошлое и настоящее бытовых приборов», «Что можно, а что нельзя купить за деньги?», «Возможности и потребности древнего и современного человека», «Откуда продукт?», «Подбери витрину», «Угадай по «слогану», «Какой страны монеты?», «Какой страны купюры?» и т.д. В дидактических играх использованы карточки-картинки, которые необходимо систематизировать, разложить в определенной последовательности, объяснить свой выбор и т.д. Новые пособия нацеливают ребят не только на то, чтобы получать новые знания, но и анализировать, сопоставлять и сравнивать предметы и явления экономической среды.

Создание лепбуков воспитателями совместно детьми помогло классифицировать игры, пословицы, объединив их по тематикам «Труд и продукт труда – товар», «Деньги и цена», «Эта удивительная реклама», «Полезные экономические навыки».

В процессе реализации инновационной деятельности у коллектива появились инициативы, вызванные реалиями времени. Так в период пандемии возникла необходимость вводить в работу такие формы, которые позволили бы дистанционно, индивидуально реализовывать программу экономического воспитания. У педагогов появилась идея систематизировать, доработать и адаптировать имеющийся дидактический материал и создать «Рабочую тетрадь по экономическому воспитанию дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Это пособие можно использовать как в детском саду, так и дома. В нем много рисунков, раскрасок, заданий, которые помогут ребёнку в простой доступной форме познакомиться со сложными экономическими понятиями

Содержание образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности показало часто неожиданные, но интересные возможности работы с детьми. Так, яркий эмоциональный отклик получила тема «Деньги». Если темы труда, профессий были уже знакомы дошколятам, то история появления денег их эволюция, валюты разных стран заинтересовали ребят своей новизной. Они быстро запоминали экономические термины «монета», «купюра», «номинал», «валюты», задавали вопросы, сами инициировали игры. Вся работа была объединена в проект «Экономическое путешествие «Деньги мира».

Основная идея проекта – показать деньги стран мира, как отражение культуры разных народов, их ценностей и основных достопримечательностей государств. Важной задачей для педагогов стало не сформировать «культ денежных знаков», а раскрыть сущность денег, как средство для воплощения добрых дел и культурное наследие каждой страны.

Как любое, наше экономическое путешествие начиналось с выбора страны и обмена валют в банке. Затем, дети определяли, на каком виде транспорта они могут туда попасть. После виртуального перемещения, ребята рассматривали государственную символику, достопримечательности страны, обсуждали особенности ее культуры. Затем, детально знакомились с изображениями денежных знаков. В ходе беседы совместно с педагогом дошкольники определяли, почему на монетах изображена та или иная символика, чем замечательны люди или памятники архитектуры, изображенные на купюрах и монетах страны. Основным открытием для ребят стало то, что изображения на деньгах – это отражение истории, ценностей людей, живущих в этой стране.

Вся информация отражалась не только на экране, но и в книге путешествий, а именно на центральной странице лепбука «Деньги мира». Ребята самостоятельно размещали информацию, обсуждали ее с педагогом.

Лепбук содержит информацию о девяти странах и современной евро валюте. К дидактическому пособию прилагаются игры, задания, раскраски и краткая информация для педагога о странах и их валютах. Уже после первых занятий дети хорошо ориентировались в направлении путешествия, выбирая нужный конверт с изображением флага, могли кратко рассказать о достопримечательностях места путешествия.

Для закрепления материала эффективно использовались дидактические игры «Разрезные картинки «Узнай страну по символам», «Какой страны купюра? Какой страны монета?», «Соедини флаг страны и её символ», «Аверс и реверс».

В проектной деятельности приняли участие и родители воспитанников. Они передавали монетки и купюры, стран, которых побывали во время отпуска, часто ребята приносили открытки и фотографии с мест зарубежного отдыха.

Изучение денег стран мира органично сочеталось с решением экономических задач. На начальном этапе использовались монеты для подсчета результата, а затем, цифровое изображение на карточках-заданиях. Основной особенностью в решении экономических задач, является придумывание простой экономической истории, героем которой становился изображенный герой или сам ребенок. Хочется отметить, что в созданных экономических ситуациях дети легко усваивали навыки счета, наглядно обыгрывали операции сложения и вычитания, быстро усваивали материал. Интеграция экономического воспитания дошкольников и формирование математических знаний — одно из эффективных и интересных для ребят средств получения новых знаний, формирования интеллекта дошкольников.

Работа по экономическому воспитанию дошкольников многогранна и немыслима без сотрудничества с родителями и социальными партнерами. Педагогическим коллективом детского сада налажено взаимодействие с МБОУ Многопрофильным лицеем. С участием школьников проведено игровое занятие на тему «Чем пахнут ремесла?» по произведению Джанни Родари.

Активно ведется экскурсионная работа. В Сберегательном банке старшие дошкольники познакомились с назначением банка, профессиями и операциями банковского дела, узнали, что такое кредит, увидели, как работает банкомат.

Экскурсии в магазин помогли закрепить классификацию товаров, рассмотреть атрибуты профессии «продавец». В ходе беседы, дети выстроили логическую цепочку появления товаров в магазине.

На экскурсиях в Краеведческий музей воспитанники ДОУ знакомились с жизнью крестьян на Руси, коренных народов Крайнего Севера, профессиями жителей и экономическим развитием родного поселка.

Конечно, главными партнерами по инновационной деятельности стали родители воспитанников. В самом начале пути, педагоги детского сада столкнулись с откровенно скептическим настроем родителей. И, как приятно отметить, насколько сейчас это отношение изменилось. С этой целью для родителей проводились консультации, оформлены буклеты и папки-передвижки. Совместно с родителями проведена выставка семейного творчества «Экономика глазами детей».

Интересным событием для родителей стало участие в акции « «Экономические» сказки детям»». Для них, как и для их детей, стало открытием, что во многих знакомых с детства сказках есть экономическая составляющая. Знакомые с детства герои сказок сейчас видятся несколько иначе. Так, Кот в сапогах – это «рекламный менеджер», некоторые поросята использовали некачественные строительные материалы и поэтому их домики не прошли испытания на прочность, а Муха-Цокотуха вполне могла бы открыть преуспевающее кафе в современном мегаполисе.

Путешествие дошколят в страну Экономику оказалось не только увлекательным, но и полезным. Родители стали замечать, как позитивно изменилось поведение детей в быту. Они стали с пониманием реагировать на отказ от покупки бесчисленных игрушек, «подсказывают» мамам и папам, как лучше распорядиться бюджетом семьи, экономить электроэнергию и воду. Ребята бережнее относятся к игрушкам и изобразительным материалам.

Педагоги детского сада отмечают, что в результате знакомства дошколят с основами финансовой грамотности дети научились рассуждать о потребностях человека, стали более бережно относиться к своему предметному окружению, могут объяснить экономические понятия, опираясь на новые знания, решают проблемные ситуации, предлагаемые воспитателем, называют валюты нескольких стран, высказывают объективные суждения о рекламе.

Экономическое путешествие дошколят не закончилось, оно в самом начале пути. Им предстоит решить еще много задач, совершить много открытий этого удивительной страны «Экономика». Пусть это путешествие приведет их к успеху в жизни и принесет радость!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год