Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Открытое занятие по познанию в старшей группе «Путешествие по Дагестану»
Познание
Автор: Муслимова Айбениз Ниязетдиновна   
09.02.2020 02:38

Открытое занятие по познанию в старшей группе «Путешествие по Дагестану»Открытое занятие по познанию в старшей группе «Путешествие по Дагестану»

Воспитатель: Муслимова А.Н. 2019 год. 

Конспект ООД в старшей группе по теме: «Путешествие по Дагестану»

Познавательное развитие.

Региональный компонент.

Путешествие по Дагестану.

Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством дагестанцев, обобщить представления детей, что готовили народные умельцы из глины, дерева, металла, шерсти.

Воспитывать любовь к родному краю.

 

Скачать конспект

Знакомство нетрадиционной формой рисования; рисование на фольге.

Задачи:

Обучающие — обогащать словарный запас народного фольклора, уметь использовать знания и навыки народного фольклора.

Развивающие — развивать у детей творческие способности, восприятие художественного слова, воображение, образную речь средствами фольклора.

Воспитательные — воспитывать чувства уважения к трудолюбию народных умельцев, укреплять дружеские чувства между нациями.

Материал: карта Дагестана,», изделия из глины, ковровый мини-станок, изделия Кубачи и Унцукуля, муз. сопровождение.

Интеграция образовательных областей:

Социально –коммуникативное; художественно-эстетическое; физическое; речевое развитие

Воспитатель:

1. Приветствие.

Выхожу из дома я,здравствуй улица моя.

Отвечаю солнцу я,отвечаю травам я.

Отвечаю ветру я.

Здравствуй Родина моя.

Стук в дверь –это почтальон принеспосылку, интересно от кого. Давайте откроем посмотрим, что там. Здравствуйте дети д/с «Чебурашка, пишут Вам дети д/сада «Золушка». Мы недавно были в путешествии по Дагестану, нам очень понравилось и мы советуем Вам тоже путешествовать по родному краю, а поможет вам наш подарок. Дети-это карта Дагестана.

Дети, вы видите на карте много знаков символов, которыми обозначены города и села, где изготавливают прекрасные предметы и изделия народные мастера. Вот, например, кувшин из глины, где изготавливают такие изделия?

Дети:

- В селении Балхар..

Воспитатель:

- Да, это старинное селение Балхар. А вот другой знак: серебряные украшения и не один знак, а несколько. Где изготавливают такие прекрасные украшения?

Дети:

- с. Кубачи, с. Гоцаль, с. Кумух.

(Воспитатель указкой показывает, где расположены эти села)

Скажите, дети, откуда появилось такое чудо: изделия с насечкой из металла?

Из горного села Унцукуль.

Дети, вы заметили много одинаковых знаков с изображением коврового узора. Где их изготавливают?

- г. Дербент, с. Ахты, Микрах, Орта-Сталь, Кабир, Хучни, Хив, Касумкент, Рутул, Тлярата, Дылым, Терекли- Мектеб.

Воспитатель:

- Вот видите, ребята, какое богатое искусство народов Дагестана. А вы хотели бы сегодня совершить путешествие по этим прекрасным местам, где работают народные мастера. — Сегодня, дети, мы с вами попробуем совершить «путешествие» по горным аулам, где вот уже много – много лет народные умельцы создают из различных материалов прекрасные изделия, предметы быта, украшения.

ДЕТи-Да.

Ребята на чем можно отправиться путешествовать.

Дети-на машине, наавтобусе, на воздушном шаре.

в/ль: А я предлагаю отправиться в путешествие на воздушном шаре.

Занимаем свои места на воздушном шаре.

Так соблюдаем технику безопасности. Не наклоняемся за борта, не толкаемся.

Эти горы далеко, к ним добраться нелегко.

К ним добраться нелегко.

Через горы и овраги (ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги (прыжки на ногах)

Под еловыми кустами (приставным шагом)

Вот и горы впереди-

Выходи и погляди.

Воспитатель:.

1- ая остановка:

Воспитатель:

Дербент это древний город. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы. При ковровой фабрике есть музей. Давайте заглянем в него и рассмотрим ковровые изделия.

(Детям показывается выставка ковров, оформленная в зале.)

Экскурсовод:

Салам алейкум дорогие гости.

- Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. Из какого материла изготавливают ковры?

В/ль:

Да ребята дети тоже старались ткать ковры, и мы сейчас понаблюдаем за работой маленькой ковровщицы.

Сценка» Маленькая ковровщица»

В/ль:

А как изготавливают ковры расскажет нам Арзу.

Ребенок:

- Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета, подбирают на станке.

В/ль:

- Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают?

Ребенок:

  • Рассматривая узоры, можно увидеть природу Дагестана, что цветет в горах, на равнине. Приглядитесь к ковру, и вы увидите амро-зарю, золотистые созвездия неба, белые цепи облаков, зеленые поля лугов, желтеющую ниву.

В/ль.

В горах Дагестана всегда дуют ветры, вот беда ветер унес узоры от ковра. А давайте ребята мы с вами вернем узоры на свои места.

Д/игра.» Собери узор»

В/ль:

- Для чего служат ковровые изделия?

Ребенок:

- Готовые изделия принимаются контролерами, затем отправляются в магазины, в другие города республики, за границу. А в магазинах наши мамы покупают и застилают на пол, чтобы нам было тепло и уютно.

В/ль:

Наша экскурсия в музее ковров подошла к концу, а путешествие продолжается и следующая остановка с. Балхар.

Ведущий:

- Отправляемся дальше в путешествие. Садимся на воздушный шар» и полетим.

Эти горы далеко, к ним добраться нелегко.

К ним добраться нелегко.

Через горы и овраги (ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги (прыжки на ногах)

Под еловыми кустами (приставным шагом)

Вот и горы впереди-

Выходи и погляди.

2-ая остановка:

Вот мы в ауле Балхар. (Звучит песня «В ауле Балхар», музыка Ш.Чалаева)

Экскурсовод:

(Девочка в национальной балхарской одежде встречает гостей, приглашает посмотреть выставку, и читает стихи:

  • Балхарские девушки лепят кувшин

Украсив узором затейливым их.

И желтая глина, и белая глина

Мелькает в проворных руках золотых. (Салимат Курбанова)

В/ль:

Дети, какие изделия изготавливают мастера из глины?

Ребенок:

- В Балхаре – гончарное искусство. Балхар славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки.

Ребенок:

- Балхарей сказал:

О балхарцах много пишут

И статей и умных книг –

Чем живут они, чем дышат,

Каковы мечты у них?

Вот мечты моей вершина:

Пусть решится спор любой

Тихо, мирно из кувшина

С доброй горскою бузой.

Ребенок:

- Дети любят играть с народными глиняными игрушками, которые отличаются изяществом росписи.

В/ль.

В Балхаре дети любят не только любят играть игрушками а еще любят ходит детс. сад. Давайте поиграем в игру» Есть ауле д/сад»

  • Есть в ауле детский сад, этот сад ходил Марат

Был он ниже всех ребят, так в ауле говорят, рос чеснок и рос Марат, Стал он выше всех ребят

И теперь ему мала говорят Махачкала.

В/ль.

А какие бывают кувшины.

Ребенок:

- Кувшины бывают разные – горшки «кунта» для пищи, и кувшин «урма» для воды, и огромный сосуд для хранения зерна.

В/ль. — Назовите элементы узоров, которыми расписывают глиняные изделия.

Ребенок:

- Примечателен двухцветный красно-белый балхарский орнамент. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из пересекающих линий.

В/ль: Наша экскурсия по Балхару подошла к концу, но путешествие продолжается

  • Эти горы далеко, к ним добраться нелегко.

К ним добраться нелегко.

Через горы и овраги (ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги (прыжки на ногах)

Под еловыми кустами (приставным шагом)

Вот и горы впереди-

Выходи и погляди.

- Высоко в горах расположился аул златокузнецовКубачи. И мы с вами отправимся в этот аул. Садимся на воздушный шар и полетим. Вот мы в ауле Кубачи.

3-ая остановка:

Экскурсовод:

- Салам алейкум, дорогие гости, посмотрите наш музей.

Дагестан славится своими злато — кузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса, кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во всем мире. В/ль:

А какие виды работ выполняют кубачинские мастера.

Ребенок:

- Кубачинские злато — кузнецы выполняют многие виды работ: чеканку, гравировку, камнями режут по кости, женщины вышивают головные уборы, вяжут узорами.

В/ль: А кто из кубачинских мастеров прославился за пределами республики своими изделиями.

Ребенок:

- Расул Алиханов сделал обложку для книги стихов Расула Гамзатова, сверкающий под гранями резца металл и молочно – белая ажурная кость.

В/ль.

  • Какие орнаменты встречаются на изделиях.

Ребенок:

- Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы и звери встречаются в орнаментах. Все это придумали мастера, чтобы украсить изделия.

Ребенок:

- Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них:

«Тайнукубачинского искусства

Не ищите в книжках серебра,

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы – мастера».

Наша экскурсия в кубачи подошла к концу, а путешествие продолжается.

Эти горы далеко, к ним добраться нелегко.

К ним добраться нелегко.

Через горы и овраги (ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги (прыжки на ногах)

Под еловыми кустами (приставным шагом)

Вот и горы впереди-

Выходи и погляди.

Ведущий:

- Вот мы с вами, дорогие ребята, прилетели в удивительный край унцукульских мастеров. У въезда в село расположилась Унцукульская фабрика художественных изделий, где нас ждет увлекательная экскурсия.

4 –ая остановка.

Экскурсовод:

Салам алейкумгости дорогие, посмотрите изделия из дерева, украшенные волшебными узорами, которые сверкают маленькими звездочками и солнечными лучиками под лаком.

(Дети рассматривают изделия унцукульских мастеров)

Ведущий:

- из чего делают мастера унцукульские изделия?

Ребенок:

- Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости, вазы. Для изделий годится только кизиловое или абрикосовые деревья.

Ведущий:

- Какие инструменты нужны мастерам?

Ребенок:

- Для работы унцукульским мастерам нужны инструменты: пила, топор, рубанок, сверла, ножницы, циркуль, скобель.

Ребенок:

- Самое главное руки унцукульца — его высокий художественный вкус.

Вот как Расул Гамзатов пишет о них.

Ребенок-читает стих.

Ведущий:

- Давайте поблагодарим экскурсовода.

Дети хором:

-Спасибо!

Экскурсовод:

- Приезжайте к нам еще.

Ведущий:

Вот и закончилось путешествие, мы возвращаемся в свой детский сад. Наверное, побывав в местах, где изготавливают предметы прикладного искусства, вам захотелось хоть на какое-то время стать народным умельцем. И сейчас мы с вами поработаем необычным материалом. Это фольга. Спомощью фолгивы изобразите вид искусства чеканку, для этого вы сначала погладите по фольге руками. Аккуратно протрите фольгу и у вас проявиться силуэт вазы. Смотрите чего не хватает. Да –узоров, и вы сейчас нарисуете узоры для вазы.

Но перед тем как приступим к работе разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Посмотрю на карту я (вытягиваем вперед прямые ладони)

Вот Дагестанская земля (поочередно соединяем пальцы).

Есть леса тут и озера.

Горы, реки и море.

Дагестан люблю тебя я (замочек)

Ты же Родина моя! (прикладываем руки к груди).

Итог:

Куда мы с вами отправлялись путешествовать?.

Каких местах мы свами побывали?

Какой вид прикладного искусства вы сделали?.

Что больше всего вам понравилось?.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 7 (128) выйдет
1 марта 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год