Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на примере жизни и подвигов князя Александра Невского» (из опыта работы)
Нравственное воспитание
Автор: Пенькова Елена Владимировна   
24.10.2021 21:12

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на примере жизни и подвигов князя Александра Невского» (из опыта работы)«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на примере жизни и подвигов князя Александра Невского» (из опыта работы)

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.

К сожалению, в настоящее время наша страна переживает очень непростой период. Многие духовные ценности заменяются материальными, поэтому у детей формируется неправильное представление о доброте и милосердии. Утеряны понятия истинных ценностей. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

Поэтому на современном этапе так актуальна проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников.

 

Развитие у современных дошкольников представлений о родной стране, отношение к событиям ее прошлого и современности зависят от позиции близких, взрослых и происходит под влиянием ближайшего окружения.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования. Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание.

Это процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Работа в этом направлении невозможна без опоры на героические образы наших предков.

История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.

Воспитательно-образовательная работа дошкольного учреждения должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; привитие любви к Отечеству и родному краю, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.

В основе нашей работы с дошкольниками лежит идея погружения детей в историю прошлого страны, которая даёт возможность глубоко осознать и почувствовать полученную информацию. Вся деятельность направлена на основную цель: формирование желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимания того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своему народу, из чувства ответственности перед ним. Особое влияние на дошкольников, оказывают мероприятия, посвященные различным Дням воинской славы. Они создают у детей образ героя, защитника своего государства, смелого, сильного, преодолевающего все преграды на своем пути. И, конечно же, большинство детей хотят быть похожими на них. Это и герои Отечественной войны, и воины, сегодня стоящие на защите нашей Родины.

Для современной России образ Александра Невского является символом мужества, патриотизма и самоотверженного служения народу. Александр Невский — одно из тех имён, что известны каждому в нашем Отечестве. Князь, покрытый воинской славой, удостоившийся литературной повести о своих деяниях, вскоре после смерти канонизированный церковью; человек, чьё имя продолжало вдохновлять поколения, жившие много веков спустя. Жизнь князя Александра всегда была освещена высокой целью – служить Родине и охранять её от посягательства чужеземцев.

Князя именуют благоверным в память о его верности Православию, Отчизне, русскому народу в тяжёлые годы междоусобных браней среди князей и внешнеполитических конфликтов.

К сожалению, дети дошкольного возраста, знают очень мало о героях давних лет, не раз спасавших Родину от иноземных захватчиков. Поэтому в преддверии 800-летия со дня рождения Александра Невского нами был проведен цикл мероприятий, посвященных этому герою.

Наша работа строилась на интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Начинали со знакомства детей с эпохой, в которую родился и жил князь. Дети вместе с воспитателями просматривали мультимедийные презентации и видеоролики, чтобы ознакомиться с бытом древней Руси, рассматривали книги о древнерусских защитниках Отечества, о военном обмундировании, оружии. Так как, в силу своего возраста, дошкольники предпочитают игровые и деятельностные формы работы, закрепляли все в играх, конкурсах. Ребята изготавливали кольчуги, щиты, мечи, шлемы.

Мы знакомили детей с подвигами Александра Невского, для этого подготовили презентации «Детство Александра Невского», «Почему Александра называют Невским?», «Сражение на Чудском озере», о Невской битве (1240 г.) и битве на Чудском озере (1242 г., вошедшей в историю под именем Ледового побоища, в котором участвовал князь со своей дружиной. На занятии «О детстве Александра Невского» дети узнали много интересного о детстве князя и о его становлении как воина и полководца. Большой интерес у детей вызвали рассказы воспитателей: «Почему князя Александра называют Невским?», «Ледовое побоище». После занятий дети с удовольствием строили из конструктора средневековую крепость, организовывали сюжетно-ролевую игру «Взятие крепости», также дети с интересом собирали пазлы «Невская битва», «Ледовое побоище». Мы познакомили детей нашей группы с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась, с названиями предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и так далее).

В дидактической игре «Четвёртый лишний», дети закрепляли умение отличать старинное снаряжение воинов от современного.

Были проведены беседы с использованием презентаций «Духовный и воинский подвиг Александра Невского», «Нашествие воинов Золотой орды» и рассматривание иллюстрации «Хан Батый и Александр». На занятии по ознакомлению с социальным миром, «Святой защитник земли Русской — князь Александр Невский», мы рассказали о причислении Александра Невского к лику святых.

В ходе мероприятий дети узнали, что многие художники использовали образ Александра Невского в своём творчестве. Мы с детьми рассматривали репродукции картин:

— Угрюмов Г.И., «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами», 1793г.;

— Н. Рерих, «Александр Невский поражает ярла Биргера»;

— Ф. Москвитин, «Святой благоверный великий князь Александр Невский и хан Сартак в Орде»;

— Ю. Пантюхин, «Александр Невский»; — Г. Семирадский, «Погребение Александра Невского»;

— М. Нестеров, «Святой Александр Невский»

Ещё дети узнали, что именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади, монастыри, памятники, ордена за особые заслуги перед Отечеством.

Все мероприятия были направлены на основную цель-формирование желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки.

Проведенная работа, на наш взгляд, не только познакомила дошкольников с Александром Невским, вся жизнь которого была посвящена одной цели — служить Родине и охранять ее от захватчиков, но и вызвала у детей желание быть сильными, смелыми, благородными.

Дальнейший путь разработки проблематики в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста мы видим в необходимости продолжения этой работы на примерах других героев древности и современности.

Вывод сделать не сложно. Любите свою Отчизну, свой поселок, свою историю и своих героев и научите этому детей!

Воспитатель I категории Пенькова Елена Владимировна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (358) выйдет
18 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год