Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Изучение особенностей произвольной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями речи
Развитие речи у детей
Автор: Степанова Валентина Владимировна   
21.10.2021 18:06

Изучение особенностей произвольной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями речиИзучение особенностей произвольной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями речи

Аннотация:

Статья посвящена изучению особенностей формирования произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста при имеющихся нарушениях речи. В статье поэтапно будут рассмотрены актуальность темы, вклад отечественных ученых в разработку наиболее острых вопросов. Также мы детально остановимся на развитии произвольной памяти детей в процессе онтогенеза в норме и при речевой патологии у детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, в статье кратко и лаконично будут описаны формирующие методики для повышения уровня развития произвольной памяти. Целевое назначение статьи заключается в подборе рекомендаций для педагогов, по формированию произвольной памяти у детей с нарушениями речи.

Ключевые слова

Произвольная память, речевое развитие, генезис памяти.

Статья

Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте является одной из задач ФГОС дошкольного образования. В процессе решения этой задачи педагоги дошкольных образовательных учреждений нередко сталкиваются с особенностями развития детей, являющиеся препятствиями. Одной из причин, препятствующих развитию произвольной памяти является речевая патология, которая осложняет процесс запоминания и в совокупности затрудняет мнемическую деятельность.

 

Между тем, актуальность проблемы стоит в сфере современного дошкольного образования довольно остро, поскольку дети вынуждены испытывать на себе веяние информационной эпохи. В сравнении даже с последними десятилетиями XX века, общение в семьях, как и общение с детьми становится в наши дни более скудным. Информация неуклонно вытесняет живое общение даже между близкими людьми, в результате чего, дети начинают осваивать вербальные функции позже, и довольно часто сталкиваются с затруднениями.

В то же время, в условиях информационного «бума» роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — всё это связано с работой памяти.

Поэтапное, целенаправленное приобщение ребенка к семейному быту и формирование знаний, умений и навыков, обусловленных программой дошкольного образования, требует от участников воспитательного-образовательного процесса определенного уровня сформированности произвольной памяти. В контексте, произвольная память, основана на понимании и осмыслении определенного рода и заданного объема информации. Обязательным условием формирования произвольной памяти является то, что она всегда предполагает воспроизведение усвоенных знаний, умений и навыков.

Нужно понимать, что дети с отклонениями в развитии речи имеют и некоторые особенности формирования памяти. А именно, они отличаются высоким уровнем развития моторной памяти и в меньшей мере слуховой памятью. Как правило, мы можем наблюдать низкую продуктивность памяти, которая выражается в долговременной функции. При этом слуховая, кратковременная память формируется медленно и монотонно, что обусловлено нарастанием количества воспроизводимых единиц.

В то же время, смысловое и логическое запоминание у детей с патологиями речи остается относительно сохранным.

В процессе своего развития ребенок постоянно накапливает опыт чувственного и рационального восприятия окружающей среды.

Многочисленные исследования в данной области знания проводятся уже более 100 лет, и принадлежат таким отечественным ученым как Б.Г. Ананьев, Н.В. Дубровинская, 1977; Т.М. Марютина, И.В. Блинникова, В.Д. Щадриков, С.Б. Цветовский и другие.

Особое внимание формированию произвольной памяти и возникающим в данном процессе патологиям уделял Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин.

В частности, учеными было установлено, что память в свою очередь обуславливает мыслительные функции. Основной характеристикой мышления в дошкольном возрасте является то, что оно всегда обращено к воспоминаниям, к пережитому опыту. Однако, этот опыт хранится посредством непроизвольной памяти, в то время как нас интересует произвольное запоминание.

Очевидно, что речевые нарушения провоцируют у ребенка ограничение возможностей участия в образовательном процессе, что в свою очередь мешает ему развивать произвольную память через полноценное общение, участие в играх и процессе познания. В старшем дошкольном возрасте новообразованием является процесс воспроизведения, что тоже требует использования произвольной памяти.

Возраст 5-6 лет обусловлен переходом памяти в доминирующую функцию. В этом возрасте ребенок может запоминать большой объем самой разнообразной информации. Происходит расширение кругозора ребенка, что в свою очередь обогащает память ребенка в количественном отношении. Качественно, все вышеперечисленные изменения суммарно определяют дальнейшее развитие памяти ребенка. Постепенно память приобретает черты произвольности. Ребенок научается ее сознательно регулировать и использовать опосредованно. В ряде работ Л.С. Выготского такая память имеет название «мыслящей» — иными словами, ребенок запоминает информацию, которую считает нужной для себя.

Развитие произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии принято начинать с выделениями ими специальных мнемических задач на запоминание и припоминание. Необходимость вспомнить приводят детей к выделению цели запомнить, к осознанию ими необходимости запомнить. Выделению, осознанию детьми мнемических целей способствуют специальные игры и занятия, проводимые с детьми.

Возможности памяти детей наиболее полно раскрываются в процессе их целенаправленного обучения, в процессе активного формирования у них способов логического запоминания.

Для развития произвольной памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо:

  1. Формировать и развивать произвольность и основные свойства памяти (объём, устойчивость, эффективность перевода кратковременной памяти в долговременную)
  2. Формировать приёмы запоминания
  3. Развивать наблюдательность, внимание и работоспособность дошкольников с нарушениями речи
  4. Развивать языковую способность детей
  5. Формировать адекватную самооценку
  6. Формировать коммуникативные умения

Работа по развитию произвольной памяти у дошкольников должна проводиться в различных видах деятельности: на логопедических занятиях (фронтальных и индивидуальных) логопедом; в процессе игровой деятельности, на прогулке, на занятиях, проводимых воспитателем группы.

Подготовка ребёнка к целенаправленному процессу развития произвольной памяти решается через специальные упражнения и игры, проводимых как с целой группой, так и индивидуально.

Важным условием выбора заданий и упражнений является реализация принципа комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением доминирующих объектов воздействия. Поэтому каждое задание определяется в соответствии с доминирующей психической функцией.

Таким образом, используя задания и упражнения коррекционного характера, мы можем влиять на развитие опосредованной (произвольной) памяти. Предложенный ряд рекомендаций для педагогов и психологов является обобщенным вариантом необходимых условий работы с детьми старшего дошкольного возраста, которые позволят целенаправленно развивать произвольную кратковременную или долговременную память. Через запоминание речи, слуховое и зрительное восприятие и повышение объема памяти происходит развитие мнемических функций ребенка старшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М.: Просвещение, 2018. – 405 с;
  2. Калягин В.А. Логопсихология. — М.: Проспект, 2017. – 354 с;
  3. Малышев Д.А. Особенности произвольной кратковременной памяти и её психофизиологические корреляты у 6-8 летних детей. Архангельск, 2019. – 452 с;
  4. Рогов Е.И. Приёмы развития памяти. // Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М.: Наука, 2019. – 321 с;
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год