Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах».
Занятия по Музыке
Автор: Бормаченкова Екатерина Алексеевна   
24.10.2023 13:28

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах».«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах».

«Музыка — высшее в мире искусство»

Лев Николаевич Толстой

Музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она меняет настроение людей, а также играет очень важную роль в процессе воспитания ребенка.

Неудивительно, что неравнодушных активных родителей интересует вопрос о том, как развивать музыкальные способности ребенка в дошкольном возрасте и какие способы существуют, чтобы привить любовь малышу к такому магическому слову – «Музыка». После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.

 

В музыкальной педагогике с ее установкой на всестороннее развитие и воспитание музыкальной культуры дошкольников, особое внимание обращается на путь развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах. Игра на элементарных музыкальных инструментах представляет собой один из важнейших видов музыкальной деятельности воспитанников на музыкальных занятияхв детских дошкольных образовательных учреждениях.

Важной чертой игры на детских музыкальных инструментах является постоянная взаимосвязь с другими видами художественного творчества, будь то вокально-хоровая деятельность, слушание музыки, музыкальная грамота или ритмопластическая деятельность. При этом необходимо добавить, что многие знания и навыки, полученные в результате какого-либо вида деятельности, совершенствуются и художественно реализуются в процессе игры на детских шумовых музыкальных инструментах.

Обратимся к сущностной характеристике понятия «способности».

В «Большом психологическом словаре» под редакцией В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова, термин «способности» имеет следующее определение.

«Способности» – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов) [ «Большой психологический словарь» Автор: Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. ]

Как говорил советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР Сергей Леони́дович Рубинште́йн, что всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет. Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Таким образом, С.Л. Рубинштейн, так же как и Б.М. Теплов (советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор педагогических наук (по психологии)), понимал способности в качестве свойств человека как субъекта деятельности. [490 с., Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.].

Изучив «Социально-педагогический словарь», 2016 г. под редакцией Бурмистрова М.Н., Васильева Л.Л., Петрова Л.Ю., Кащеева А.В. и др., термин «способности» имеет следующее определение. «Способности» — это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. [Социально-педагогический словарь. 2016 г.. Бурмистрова М.Н., Васильева Л.Л., Петрова Л.Ю., Кащеева А.В. и др. ]

Рассмотрев это определение с психологической и педагогической стороны, и прочив высказывание ученых, можно сделать вывод, что «способности» это — индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

Советский психолог Борис Михайлович Теплов разделилпонятие «способности» на две классификации: естественные и специфические. Специфические разделяются на общие и специальные.

К общим способностям относятся:

  • Интеллектуальные
  • Творческие
  • Учебные
  • Психомоторные

К специальным относятся:

  • Музыкальные
  • Литературные
  • Математические
  • Организаторские и т.д.

[ «Психология музыкальных способностей» Б.М. Теплов, 1947г. ]

Вывод: Музыкальные способности – индивидуальные психологические свойства человека, обуславливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В разной степени данные способности есть у каждого человека. Индивидуальность в проявлении музыкальных способностей определяется их спецификой с психологической и деятельностной сторон.

Дошкольный период – это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития. Уже в период с рождения и до двух лет у ребенка начинает проявляться музыкальность.

В начале первых месяцев жизни музыкальное звучание колыбельной песенки мамы, идет воздействие на ребенка чисто импульсивно, вызываяпокоя. Постепенно с возрастом малыш начинают воспринимать музыку соответственно эмоционально-смысловому содержанию, радуясь или грустя в зависимости от характера музыки, и лишь позднее воспринимает выразительность образа.

В период раннего детства (1 – 3 года) у ребенка наиболее ярко проявляется потребность в общении не только со взрослым, но и со сверстниками. У ребенка возникает стремление к музыкальной деятельность, малыш испытывает интерес к движению под музыку, к пению. Все это выступает как предпосылка к музыкальным способностям. При восприятии музыки дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Ребенок различает высокий звук от низкого, громкий от тихого. Проявляются первые сознательные певческие интонации. Дети охотно двигаются под музыку: хлопают, топают, кружатся.

У детей 3 – 4 лет появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Они овладевают простейшими навыками пения. Выполнение несложные движения под музыку, ребенку дается возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках.

Дети 4 – 5 лет проявляют большую самостоятельность и активную любознательность. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Ребенку понятны требования, как надо спеть песню. Например, колыбельную надо петь тихо, неспеша. Налаживается вокально-слуховая координация. Дети способны запоминать последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются музыкальныеспособности.

Дети 5 – 6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов, отчетливее проявляются интересы, способность мотивировать свое музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. В этом возрасте дети предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности. Налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения.

Дети 6 – 7 способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение. Они уже относят произведения к определенному жанру. Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных, струнных, духовых детских музыкальных инструментах.

Короткий обзор возрастных особенностей музыкального развития детей можно закончить, подчеркнув их характерные черты:

  • Во-первых, уровень музыкального развития находится в зависимости об общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе.
  • Во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности.

Не все дети одного возраста одинаковы по уровню развития их музыкальных способностей. Существуют значительные отклонения в силу индивидуальных особенностей.

Следовательно, необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности детей. [Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка/Н. А. Ветлугина. -М., 1969. ]

Выдающиеся музыканты-просветители Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение детского оркестра как основы для развития музыкальных способностей. [Ветлугина Н.А. Детский оркестр. — М., Музыка, 1976]. Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид детской деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания наряду с пением, восприятием музыки.

Основная направленность этого занятия выражается в том, что обучающиеся учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к звучащей музыке, к стихам и народным песням.

Одни из шумовых инструментов обладают определённой высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими», а вторые – шумовыми или «ритмическими». Этой условной классификации и будем придерживаться.

Мелодические инструменты представляют собой резонансовый ящик и ряд пластинок определенной высоты из дерева или металла. В число таких инструментов входит: ксилофон, металлофон, а также маленькие литавры.

Шумовые ( «ритмические») инструменты – это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары. К ним относятся: маракасы, погремушки, бубенцы, трещотка, коробочка, ложки, треугольник, барабан, бубен и так далее. [Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Под ред. Л.А. Баренбойма. ‑ М.: Сов. композитор. ‑ 1978. – 284 с.]

По мнению немецкого музыканта, композитора и педагога Карла Орфа, игра на детских шумовых музыкальных инструментах – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной-единственной выученной версии. Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру. Детские музыкальные инструменты являются первостепенным средством, c помощью которого дети могут начать музицировать, ощутить себя в роли музыканта оркестра». [Виноградов Л. Элементарное музицирование: Методическое пособие / Л.Виноградов. М. ‑ 1986. – 256 с.]

Одним из инициаторов развития музыкальных способностей детей через игру на музыкальных инструментах стал известный теоретик и педагог Н.А. Метлов. Он отмечал значение приобщения детей дошкольного возраста к различным видам музыкальной деятельности и делал акцент на элементарном музицировании (игре на простейших музыкальных инструментах). Он разработал методику обучения игре на музыкальных инструментах, отобрал репертуар, удобный для исполнения в детском оркестре, предложил правила инструментовки этого репертуара. Н.А. Метлов, не уменьшая важности слушания музыки, пения и ритмических движений, подчеркивал значимость работы по элементарному музицированию с детьми дошкольного возраста, так как этот вид деятельности наиболее продуктивный и изобразительный для дошкольников.

Совместно с Н.А. Метловым, вопрос о значении элементарного музицирования, рассматривали известные педагоги Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Румер, Е.А. Тихеева, О.П. Радынова.

Е.А. Тихеева отмечала, что игра на музыкальных инструментах, как на занятиях, так и в повседневной жизни обогащает впечатлениями дошкольников, развивает их музыкальные способности, волю, воображение.

О.П. Радынова в методическом пособии «Музыкальное воспитание дошкольников» отмечает, что эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности, так как она необходима для осмысления музыкального содержания произведения.

Проанализировав подходы разных авторов к данному вопросу, мы пришли к убеждению, что музыкальные способности развиваются непосредственно в музыкальной деятельности. Важно чтобы педагог в своей работе осознал приоритетные цели и задачи, понимал в чем выражается основной эффект развития музыкальности детей.

Наиболее синтезивным для развития музыкальных способностей детей считается старший дошкольный возраст. В этом возрасте совершенствуются все психические и волевые процессы, деятельность приобретает произвольность и планомерность, закрепляются знания и умения, полученные в предыдущих группах. Для закрепления понятия ритмического рисунка мелодии мы проводим аналогию с контуром рисунка в живописи. При этом обращаем внимание на то, что в ритмическом рисунке мы слышим короткие и долгие звуки, которые тоже можно записывать: короткая палочка – короткий звук, длинная – долгий звук.

Наибольший развивающий эффект достигается при обучении старших дошкольников игре по слуху. Этот способ очень трудоемкий и требует постоянного развития ладового и ритмического чувства, серьезной слуховой подготовки. Для упражнений на развитие музыкального слуха используем упражнения из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной, представленного в виде попевок, подобранных по принципу постепенного сужения различаемых интервалов (от октавы до примы).

Проблема развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование детских музыкальных инструментов содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год