Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Музыкально — ритмическая деятельность как средство социализации дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Занятия по Музыке
Автор: Янова Надежда Николаевна   
16.11.2021 06:37

Музыкально — ритмическая деятельность как средство социализации дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностьюМузыкально — ритмическая деятельность как средство социализации дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

В настоящее время педагоги все чаще в своей работе встречаются с детьми, которые требуют особого внимания к себе. Эти дети неспособны удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени; они суетливы, нетерпеливы, непоследовательны, импульсивны, им трудно сосредоточиться на предмете деятельности. Часто такие дети доставляют педагогам и родителям много хлопот. Такие дети страдают СДВГ — синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Однако если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, то они способны долгое время сосредотачивать свое внимание и с увлеченностью и удовольствием заниматься.

Знание и понимание возрастных и социально-психологических особенностей детей с СДВГ позволяет музыкальному руководителю правильно определять содержание и педагогические технологии музыкальной деятельности, а также правильно ставить задачи, решаемые средствами музыкального воспитания в работе с указанной категорией детей.

 

С.М. Миловская экспериментально доказала, что основой музыкального обучения и воспитания ребенка с отклонениями в развитии так же, как и здорового, является восприятие музыки. Использование фонового звучания музыки при проведении музыкальных занятий очень благоприятно сказывается на детях с таким синдромом, так как с давних пор музыка используется как лечебный фактор, играя терапевтическую роль… Кроме того, в работах, обобщающих педагогический опыт (С. М. Бедретдинова, В.К. Лазарева, А.С. Соболев,), говорится о положительном воздействии музыки и на развитие мышления, речи, умений и навыков.

Научными исследованиями, проведенными Институтом коррекционной педагогики РАО было установлено, что музыкальная деятельность является продуктивной в плане нормализации эмоционально-поведенческой сферы, волевых процессов, оказывает положительное влияние на развитие мыслительных функций, интеллекта. Достигается снижение отклонений в поведении и эмоционально-личностной сфере детей, таких как: общая возбужденность; негативизм и упрямство; агрессивность по отношению к окружающим; двигательная расторможенность.

Давно известно, что положительное влияние музыки действует на различные системы и органы человека. Например, пение развивает голосовой аппарат детей, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, формирует вокально-слуховую координацию.

Как известно, мелодия не может существовать вне ритма. Ритм – определенное чередование коротких и длинных звуков. Подмечено, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденный темперамент детей, урегулировать лишние и ненужные движения.

Музыкально — ритмическая деятельность является эффективным методом коррекции психического состояния дошкольников, способствует настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышает работоспособность, способствует отдалению наступления утомления, снимает нервное напряжение.

Музыкально — ритмические движения связны с функцией дыхания. А.Л. Сиротюк отмечает, что умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением у дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. О том, что культура дыхания имеет большое общеукрепляющее значение и лечебное действие, знали еще в глубокой древности — индийская йога, китайская система цигун. К современным системам, которые получили широкое распространение в настоящее время — дыхательная гимнастика К.П. Бутейко, О.Г. Лобановой, А.Н. Стрельниковой.

Хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми с СДВГ комплекс музыкально — ритмических упражнений в комплексе с дыхательной гимнастикой по методу А.Н. Стрельниковой, например:

  1. «Маятник» — Покачаем головой, чтобы был в душе покой (медленные наклоны головы к плечам — вдох И.П. выдох, медленные наклоны головы вперед – назад – вдох И.П. выдох)
  2. «Обнять плечи» — наклон туловища назад, обнимая плечи руками – вдох; выпрямится – выдох
  3. «Полуприсядь»(1- с шагом полуприсед на левой ноге вперед, руки скрестно перед собой – вдох; 2-4 – разогнуть левую ногу, локти в стороны – выдох).

Образные упражнения под музыку: «вдыхать аромат цветка»; «сдувать пух с одуванчика»; «дуть на свечу» (на «снежинку»); «сдувать с ладони травинку» (в руке каждого занимающегося ленточка, все на нее дуют, у кого она будет дольше всех колыхаться). Данные упражнения улучшаю мыслительную деятельность, запоминание, синхронизируют работу полушарий головного мозга, повышают устойчивость внимания.

Обобщая опыт наблюдения за детьми, с СДВГ можно сказать, что музыкальное воспитание может выступать как средство социализации и через погружение в активную музыкально-творческую деятельность обеспечивать более высокие шансы для овладения общечеловеческими ценностями и вхождения в социум.

Литература

  1. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Евтушенко И.В. Система работы по музыкальному воспитанию в специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида //Вестник Университета Российской академии образования. 2007.
  3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. «ФИТНЕС-ДАНС». Учебное пособие – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год