Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Занятия по Музыке
Автор: Полева Дарья Константиновна   
15.08.2019 08:49

Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяМузыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Полева Дарья Константиновна МБДОУ «104»

Время не стоит на месте, с каждым годом появляются новые инновации, не отстают от них и образовательные процессы, появляются новые инновационные технологии.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

 

Меняется и сам человек в целом, появляются новые социальные отношения, которые в свою очередь обусловили изменение требований к личности со стороны общества.

На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов, является полноценное развитее детей с ограниченными возможностями. С каждым годом появляется все больше инновационных технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития детей с ограниченными возможностями здоровья: навыков социального взаимодействия, уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения. Именно это обеспечивает развитие социальной компетентности, необходимой ребенку с ОВЗ для успешного вхождения в социум.

В настоящее время, каждое дошкольное учреждение комбинированного вида принимает детей с ограниченными возможностями, что позволяет им социализироваться. Несомненно, каждый из ДОУ должен быть оснащен благоприятной социально-педагогической развивающей средой, включающей в себя предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного, коммуникативного и творческого развития, для развития всех видов деятельности.

Одной из новых инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ является музыкотерапия, она наиболее ярко выражает эмоциональное состояние дошкольника.

Музыкотерапия — это исцеление музыкой. Музыкотерапия как наука стала известной в 19 веке, а в 20 веке стала невероятно популярной во многих странах. Именно в это время она приобрела отдельное направление в лечении и профилактике разнообразных заболеваний. [1]

Сегодня музыкотерапию подразделяют на 2 вида воздействия: физиологическое и психологическое. В первом случае определенные участки мозга начинают активно работать, в связи с воздействием музыки и ритма на мозговые структуры. Во втором случае — мелодия способна вызывать положительные эмоции, приятные воспоминания, ассоциации, которые наилучшим образом влияют на улучшение настроения. [1]

Музыкотерапия может быть активной и пассивной. Активная музыкотерапия заключается в самостоятельном пении и танцах, целью которых является социальная адаптация. Пассивная музыкотерапия предполагает прослушивание музыкальных произведений, которые положительно сказываются на психологическом и психическом состоянии здоровья.

Музыка – одно из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Музыка несет в себе огромную созидательную силу. Звуки музыки способны всколыхнуть детскую фантазию и подарить необыкновенные образы.

Данную технологию можно использовать как дополнительно образование в рамках дошкольных учреждений. Все занятия должны проводятся в игровой форме, продолжительность занятий не должна превышать 20-25 минут. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности. Для достижения оптимальных результатов занятие музыкотерапии строится с равномерным распределением психофизической нагрузки.

На музыкальных занятиях используются различные формы работы: релаксация, пластические этюды, ритмопластика, ритмодекламация, импровизационно-двигательные танцы, логоритмические упражнения. Проведение подобных упражнений способствует развитию самостоятельности в выполнении несложных движений под музыку.

Инновационные технологии по развитию музыкальности у детей органично вписываются в образовательную систему работы ДОУ. С помощью педагога дети приобретают уверенность в своих творческих силах, становятся более общительными, уверенными, активными. У детей проявляется песенный репертуар, который постепенно расширяется. Дошкольники учатся не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что дети хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми. Они с удовольствием участвуют в развлечениях и праздничных мероприятиях, выступают с концертными номерами перед сверстниками, родителями, приглашенными гостями. Формирование музыкальных способностей у дошкольников на практике подтверждает возможность всестороннего развития личности. [2]

Несомненно, и данной технологии есть противопоказания.

  1. Дети, предрасположенные к судорогам
  2. Дети, страдающие отитом
  3. Дети с внутричерепным давлением

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. [4]

Так, например: — для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена: «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И. Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна; — для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Грезы» Р. Шумана, музыку А. Вивальди и В. А. Моцарта; — для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского [3]

Музыкотерапия, применяемая в игровой, доступной форме в психокоррекционной работе дошкольников с проблемами в развитии, помогает им сформировать осознанное отношение к своим проблемам, вместе со взрослыми преодолеть их и адаптировать к окружающей среде. Все выше сказанное говорит о том, что музыкальная терапия является одним из главных способов коррекции разных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения. [4]

Список литературы:

  1. Березинская Е.И. Воспитание музыкой // — 2007. — № 5. — с.38 — 45
  2. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. — М.: — Педагогическое общество России, 2004. — 95 с.
  3. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2004. — 90 с.
  4. Гончаров А. Современные технологии музыкотерапии
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (119) выйдет
1 октября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год