Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Влияние музыки на психическое развитие ребёнка»
Занятия по Музыке
Автор: Татьяна Сафонова (г. Надым)   
25.09.2014 19:21

«Влияние музыки на психическое развитие ребёнка»Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современная поп и рок-музыка, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Для современных дошкольников в эмоционально-эстетическом плане характерным является понижение эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений и как результат снижение уровня интеллектуального развития. Это определяет необходимость создания условий для эмоционального комфорта детей дошкольного возраста, подчеркивает значимость личностных переживаний ребенка в познании многообразия и красоты мира, самовыражении и самоутверждении личности.
К сожалению, музыка как вид искусства в образовательном процессе ДОУ занимает небольшое место. Она принимает вид специально-организованной музыкальной деятельности с ограниченным временем, что является недостаточным для получения эмоционально-эстетического наслаждения. Хотя сегодня мы можем констатировать, что новое положение о построении пространственно-предметной сферы ДОУ находит все более широкое практическое применение и в средовое пространство групп чаще включается музыка, которая выступает фоном жизнедеятельности ребенка. Но при этом положительном явлении музыка не используется педагогами как эффективное средство развития эмоциональной сферы дошкольника, обеспечивающее уравновешенность эмоциональных проявлений как в процессе взаимодействия со сверстниками, так и при ознакомлении с произведениями искусства.
Психологи рекомендуют музыкальным руководителям, педагогам ДОУ в работе с детьми использовать музыку, как эффективное воздействие на развитие эмоциональной сферы и психического здоровья дошкольников. Для этого необходима реализация следующих задач.
1. Ознакомления дошкольников с основными эмоциями: радость, грусть, интерес, удивление, гнев, презрение, страх, стыд и другими;
2. Научить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и др.);
3. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
4. Использовать музыку, как основное средство развития эмоциональной сферы дошкольников.
Сохранение и укрепление психического здоровья средствами музыкального воспитания во многом зависит от активного сотрудничества ДОУ и семьи. В связи с этим, родителям, в домашних условиях, предлагают использовать музыку с учётом психологических особенностей детей:
· заторможенным детям с вялым двигательным эмоциональным проявлением необходимо использовать музыкальные произведения подвижного, быстрого и очень быстрого темпа, например «Комаринская» П.И. Чайковского, «Кенгуру», «Антилопы» К.Сен-Санса, «Дискотека» Г. Гладкова.
· возбужденным детям наоборот предлагаем прослушивание музыкальных композиций с умеренным, медленным и весьма медленным темпом, снижающим общее гипервозбужденное состояние. Это своего рода успокаивающая музыка, например: «Мелодия» Х. Глюка, «Ноктюрн» П.И. Чайковского, «Лебедь» К. Сен-Санса.
· Детям, у которых, в течении дня может происходить смена состояния нервной системы: от выраженной агрессии до полнейшей апатии мы рекомендуем использовать стабилизирующую музыку, умеренного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы и одинаковым уровнем громкости звучания.
Конечно, следует признать, что деление музыки на стимулирующую, успокаивающую и стабилизирующую в определенной степени условно. Но с её помощью можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбужденные темпераменты и раскрепостить заторможенность детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что музыка – одно из самых сильнейших орудий, благоприятно воздействующая на эмоциональное состояние ребенка.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год