Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста посредством дидактических игр
Математика детям
Автор: Цицура Луиза Шамиловна   
09.06.2023 19:00

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста посредством дидактических игрФормирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста посредством дидактических игр

Развитие элементарных математических представлений — это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Изучив литературу, я пришла к выводу, что максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения.

 

Цель: создание условий для развития у детей младшего дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  1. Изучить учебную, научно-методическую, психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей младшего возраста; использовать разработанный материал на занятиях по формированию элементарных математических представлений
  3. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
  4. Воспитывать интерес к занятиям по развитию элементарных математических представлений.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей.

В процессе изучения литературы по данной теме составила картотеку дидактических игр и изготовила игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста:

- дидактические игры на формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер; выделение признаков различия и сходства. ( «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки», «Подбери чашки к блюдцам», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики», «Подбери горшок цветочку»).

- дидактические игры на объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру; выделение части группы; нахождение «лишних» предметов. ( «Найди пару», «Домики для медвежат», «Три медведя», «Что лишнее?», «Что изменилось?»).

- дидактические игры на сравнение групп предметов по количеству; знакомство с понятиями «один», «много», «ни одного», «столько же», «больше», «меньше». ( «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Бабочки и цветы», «Угости ежика яблоком», «Возьми столько же», «Дай мишке больше, а мышке меньше»)

- дидактические игры на формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине, ширине, высоте: «длиннее — короче», «шире-уже», «выше-ниже». ( «Что уже, что шире?», «Длинная – короткая ленточка», «Выше-ниже».)

- дидактические игры на знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством, порядок следования числительных в пределах 5. ( «Угостим белочек грибочками», «Угостим зайчат морковкой», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».)

- дидактические игры на знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. ( «На какую фигуру похож предмет», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме», «Собери машину»).

- дидактические игры на формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.; формирование временных представлений: утро, день, вечер, ночь; зима, весна, лето, осень. ( «Возьми игрушку», «Магазин игрушек», «Что внутри, а что снаружи?», «Что и когда мы делаем?», «Когда это бывает?»).

Работа по формированию элементарных математических представлений у детей младшего возраста посредством дидактических игр дала свои результаты. Создана предметно-пространственная среда по познавательному развитию в группе. Была проведена работа с детьми по формированию элементарных математических представлений. Дети с удовольствием играют с играми самостоятельно и совместно с воспитателем. Дети знают и умеют находить заданный предмет по нескольким признакам (цвету, форме, размеру); умеют различать предметы по размеру: длине, ширине, высоте; учатся обследовать и группировать предметы по 1-2 свойствам; знают геометрические фигуры, соотносят цифру с количеством; ориентируются в расположении частей собственного тела, в пространстве относительно себя, различают и называют части суток, времена года. Также проведена работа с родителями: проведение индивидуальных бесед, консультаций для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста», рекомендация «Как научить детей определять свойства предметов».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год