Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование приемов мнемотехники в работе логопеда»
Логопедия
Автор: Фаль Виктория Николаевна   
01.10.2024 22:31

«Использование приемов мнемотехники в работе логопеда»«Использование приемов мнемотехники в работе логопеда»

Доклад

Фаль Виктория Николаевна учитель-логопед высшей квалификационной категории г.Чехов

Память-процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации, полученной из окружающего мира. Без памяти невозможны развитие личности человека, успешное усвоение знаний, усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром. Развивать память – значит обеспечивать развитие всей умственной деятельности ребенка. У детей дошкольного возраста память носит непроизвольный характер, лучше запоминаются ситуации, явления, предметы, связанные с жизненным опытом. У младших школьников, с возрастом, память становится произвольной. Учащиеся уже осознанно используют приобретенные знания, умения и навыки в различных жизненных ситуациях.

 

Скачать проект

Скачать презентацию

Огромный поток информации, получаемый ребенком в современном мире, невозможность справиться с ее обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались дети. Отсюда ранние неврозы, логоневрозы, увеличение количества неуспевающих детей в школе.

Обучение приему мнемотехники (искусственный прием для запоминания) позволяет у детей дошкольного и школьного возраста выработать навык грамотной обработки информации.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника помогает развивать:

  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение
  • связную речь
  • ассоциативное мышление

Цель: выработать у детей приемы умственного труда, обучить их методам и приемам рациональной обработки получаемой информации.

Задачи:

  • Обучать приемам запоминания информации, выделение главного, умение анализировать.
  • Создавать условия для расширения и актуализации словарного запаса, становления грамматической стороны речи
  • Развивать связную речь.
  • Развивать и оптимизировать основные мыслительные процессы: память, внимание, мышление, воображение.
  • Развивать общие способности на основе овладения приемами и методами запоминания и обработки информации.
  • Развивать творческое, нетрадиционное видение мира.

Мнемотаблица. Принципы и этапы работы. Методика работы. Виды работы.

Мнемотаблица – это средство, которое помогает детям выделить в предметах те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); т.о. весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. В мнемотаблице можно изобразить практически все.

Принцип работы строится от простого к сложному:

Начинается работа с мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Изображаем так, чтобы нарисованное было понятно детям. Например «лист» — осень; «туча» — идет дождь; «солнце» -ясная солнечная погода. Дети постепенно понимаю, что значит «зашифровать слово».

Например в старшей группе одна из первых лексических тем «Игрушки», и здесь удобно использовать мнемоквадраты для описания игрушки (выбери цвет, форму; постепенно добавляем размер и тд).

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам – это мнемотаблица, состоящая из 3-4 мнемоквадратов, в которых зашифровано небольшое количество информации.

Например: осенью часто идут дожди, в лесу можно собирать грибы.

Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а тж от возраста ребенка.

При работе с мнемотаблицами выделяются следующие этапы:

  • рассматривание таблицы и разбор изображений
  • переколирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
  • графическая зарисовка мнемотаблицы
  • воспроизведение информации, пересказ.

Предлагаются следующие виды работ с мнемотаблицами:

  • Проговаривание материала по готовой мнемотаблице
  • Раскрашивание в соответствии с содержанием текста, дорисовывание недостающих элементов, символов с последующим проговариванием
  • Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога/родителя, самостоятельно), проговаривание материала
  • Составление мнемотаблицы из готовых рисунков-символов в соответствии с содержанием
  • Рисование рисунков-символов, придуманных самостоятельно или с помощью педагога/родителя, проговаривание материала.

Возможные направления работы по мнемотаблицам:

  • Запоминание материала по лексическим темам
  • Обучение рассказыванию
  • Заучивание стихотворений, пословиц
  • Обучение грамоте (запоминание букв, правил)
  • Коррекция нарушения звукопроизношения, работа по автоматизации или дифференциации звуков.

Всем удачного применения и отличных результатов! Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год