Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Лингвокраеведческие игры, как средство познавательного и речевого развития ребёнка
Логопедия
Автор: Петрова Анастасия Алексеевна   
06.06.2022 11:33

Лингвокраеведческие игры, как средство познавательного и речевого развития ребёнкаЛингвокраеведческие игры, как средство познавательного и речевого развития ребёнка

Петрова Анастасия Алексеевна – учитель-логопед в МАДОУ «Детский сад №103» г. Перми.

Аннотация: в данной статье раскрыта проблема выбора материала в работе с детьми с речевыми нарушениями. А также рассматривается методика, направленная на стимуляцию познавательного и речевого развития ребёнка с помощью лингвокраеведческих игр.

Ключевые слова: логопедия, детство, речевое нарушение, ранний возраст, познавательное развитие, речевое развитие, лингвокраеведение, Родина.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

 

Одним из актуальных направлений в этом поиске становится выбор языкового материала (отбор речевых форм, высказываний и текстов), на материале которых будет проводится логопедическая работа. Важность этого выбора связана не только с эстетической составляющей (мы формируем у ребенка взгляды на литературу, показываем многообразие ее форм и жанров, формируем ближайший читательский круг, воспитываем компетентного читателя), но и привносим для него эталонные образцы текстов (те, что будут отправными точками при формировании собственного высказывания и порождении собственного текста). В таком контексте языковой материал для логопедической работы не должен и не может ограничиваться сугубо коррекционным потенциалом, но быть глубже и содержательнее, обладать эстетической ценностью в том числе. Кроме того, важным оказывается познавательное развитие, которое на логопедических занятиях так же стимулируется, предлагаемыми ребенку текстами.

Познавательная активность — это сложное личностное образование, на формирование которого влияют субъективные факторы (воля, усидчивость, степень развития памяти, мотивация и так далее), объективные факторы (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения и так далее). Выбранный с учетом возрастных особенностей, тематических предпочтений, коррекционного потенциала и содержательной наполненности текст может во многом повысить мотивацию, сформировать устойчивое внимание к изучаемой теме [1].

Кроме того, познавательно-речевое развитие детей напрямую влияет на его дальнейшее обучение и процессы социализации. Коррекция в раннем возрасте позволяет избежать агрессивного поведения, неуспеваемости, дезадаптации в будущем.

На мой взгляд, таким потенциалом обладают тексты, позволяющие ребенку по-новому открыть край и город, в котором он живет. Такое включение в работу логопеда регионального компонента позволяет процесс коррекции представить в виде развивающего педагогического процесса.

К.Д. Ушинский писал: «Если ваш воспитанник знает много, интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к Родине — вы не достигли цели воспитания» [2].

Лингвокраеведение является одним из важных средств подготовки ребёнка к жизни, формирования чувств человека, знающего свой край и умеющего сохранить и приумножить его богатейшие традиции, способствует более эффективному усвоению материала русского языка, повышает интерес к слову, развивает любознательность, вкус к исследовательской деятельности.

Тексты, включающие в себя краеведческий материал, могут служить отличной базой для ряда специальных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Более того, обращение к текстам о городе можно считать базовым этапом формирования у детей любви к Родине: накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Каждый город имеет свои неповторимые черты, они заключены в особенностях природного окружения, труда людей, в достопримечательностях. Ребёнок, знакомясь с родным городом, учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Все эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфике своей Родины и на этой основе воспитывать патриотизм, чувство любви и привязанности к своему родному городу.

Пермь, как любой город, имеет свою историю, традиции и достопримечательности. Любовь к родному городу, интерес к его истории, уважение к людям, живущим в нем – это прекрасные чувства, которые должны лечь в основу воспитания маленьких граждан Перми.

Автором настоящей статьи была разработана программа лингвокраеведческих игр, направленная на познавательно-речевое развитие для детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Цель программы – стимуляция познавательного и речевого развития ребёнка с помощью лингвокраеведческих игр.

Программа включает в себя 2 блока:

  1. блок: развитие речи ребёнка – развитие фонематического слуха, обогащение активного словаря, повышение уровня сформированности слоговой структуры слова, понимания обращенной связной речи.
  2. блок: развитие познавательной деятельности ребёнка — развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); формирование первичных представлений о малой родине.

В работе применяются практические и наглядные методы и приёмы: гимнастика, подражание, вслушивание, манипуляции с предметами, картинками, рассматривание, изучение, предметно-игровые действия, конструирование и др.

Программа построена на основе сказки, так как для познавательно-речевого развития ребёнка трёх лет наиболее доступным материалом является сказка.

Для занятий было специально смоделировано пространство в виде полотна с тропинками на основе выдуманной сказки «Путешествие мишки».

- Чей это домик? Посмотрите, кто же там живёт?

- Мишка

- Правильно. Поздоровайтесь с мишкой. Ничего себе! Какие у него большие уши. Вы знаете, почему?

- Нет

- Тогда давайте спросим у мишки, нажмите на уши»

(включается запись)

«Здравствуйте, ребята! Я гулял по улицам Перми и увидел Памятник «Пермяк – солёные уши» и тоже захотел себе такие огромные уши. Вот и приклеил».

- Вы знаете, что такое Пермь?

- Да

- А как называют людей, которые живут в Перми?

- Пермяки

- Верно, а что такое Памятник «Пермяк – солёные уши»?

- Не знаем

- Я вам расскажу. В нашем крае испокон веков занимались вываркой соли. И город такой есть – Соликамск. А его древнее название – Соль Камская. На старом гербе города недаром изображён колодец с воротом, которым пользовались в старину, когда поднимали соляной рассол. Далеко за пределами края соль пермская называлась пермянкой. Труд на соляных промыслах был очень тяжёлым. Работники соляных промыслов и потели соляными рассолами и плакали солёными слезами. Соль стояла в воздухе, оседала на одежде, на лицах и, конечно, на ушах грузчиков-соленсов, которые перетаскивали на спинах огромные кули с драгоценной солью пермянкой. Она сыпалась им на голову и за шиворот. Отсюда и поговорка: «Пермяк – солёны уши». Времена те прошли, а поговорка осталась» [3].

Выстраивая занятие, вокруг смыслообразующего стержня- города, мы, с одной стороны, открываем для ребенка новое в его окружении, вызываем интерес к страницам истории края, мотивируем на дальнейшие открытия, с другой стороны, закладываем умения обращаться с фольклорным материалом, устным словом, учим внимательному отношению к содержанию.

На мой взгляд, такой подход к проблеме выбора языкового материала для логопедических занятий открывает новые возможности развития рече-познавательной деятельности ребенка.

Ранний возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития [4]. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Список использованной литературы

  1. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста: Учебное пособие / Е.Ф. Архипова. — М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015. — 256 с.
  2. Горячёва И. А. Учебные книги К.Д. Ушинского как образец педагогической классики. Монография. Екатеринбург. Артефакт, 2019.
  3. Гешева К. Б. Сказки, стихи, рассказы, загадки о Пермском крае и его чудесах: Сборник. Пермь: Лира-2, 2016.
  4. Филичева Т. Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. — М: Эксмо, 2015. — 320 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год