Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

LEGO-конструирование как средство развития инженерного мышления у детей
Конструирование
Автор: Хаматдинова Диана Айваровна Зиннурова Алия Эльвировна   
21.12.2023 16:17

LEGO-конструирование как средство развития инженерного мышления у детейLEGO-конструирование как средство развития инженерного мышления у детей

Актуальность введения LEGO-конструирования в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среды, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок формирования универсальных учебных действий, «развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становление сознания».

Цель: Развитие инженерного мышления у детей подготовительной группы через LEGO-конструирование.

Задачи:

  1. Развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях.
  2. Воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности, умение доводить начатое дело до конца.

Какова основная задача формирования инженерного мышления? Это воспитать человека с развитым креативным мышлением, умеющего ориентироваться в изменяющемся мире, приспосабливаться к нему и умеющего создавать новые технические формы. Предпосылкой инженерного мышления является развитие творческого воображения. Инженерное мышление необходимо формировать, его «задатки» необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, а в последнее время -роботов.

Эффективным средством развития инженерного мышления является LEGO-конструктор. LEGO-конструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей, детей). В совместной игре ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются воспитанниками группы в разных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструирование и др.

Причины все более активного вхождения данного материала в дошкольное образование связаны с ее возможностями (педагоги бы сказали «дидактическими возможностями») и решаемыми с ее помощью задачами:

ü развитие мелкой моторики за счет работы с мелкими деталями конструкторов;

ü навыки математики и счета: даже на уровне подбора деталей приходиться иметь дело с балками разной длины, сравнением деталей по величине и счетом в пределах 10-15;

ü работа в команде;

ü навыки презентации: когда постройка завершена, надо о ней рассказать.

Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий, ее решающих, но LEGO-конструирование удивительным образом их все в себе соединяет. Причем все это делается в игровой форме, с понятными для ребенка учебными материалами.

Для определения инженерного мышления у детей мною была проведена игра «Запомни и повтори». Педагог выполняет LEGO-постройку, разбирает её с детьми, из каких деталей она состоит, а они по памяти её воспроизводят. В конце игры получили не лучшие результаты. Большинство детей не умеют строить постройки, не могут друг с другом договориться.

С целью развития инженерного мышления через LEGO-конструирование предложила различные:

Формы организации обучения

  • Конструирование по образцу
  • Конструирование по модели (предлагают определённую задачу, но не дают способа решения)
  • Конструирование по условиям (задачи решаются через условие и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся)
  • Конструирование по замыслу (самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее)
  • Конструирование по теме
  • Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

В своей работе использовала методы:

  • Наглядные (рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры)
  • Словесные (беседы, дискуссии)
  • Познавательные (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
  • Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).
  • Проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.)
  • Игровой метод (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.)

Формы организации игр — занятий

  • Активная помощь педагога;
  • Сотрудничество с родителями (законными представителями);
  • Беседа, показ, объяснение;
  • Практическое занятие с помощью педагога
  • Выставка
  • Создание видеороликов.
  • Участие в конкурсах

Разработала тематическое планирование в подготовительной группе на год

Тематическое планирование по LEGO-конструированию

в подготовительной группе.

Месяц

 Тематическая неделя

Тема постройки

Цель

Мероприятие

Сентябрь

 «Безопасность»

«Гаражи для специализированных машин»

Конструирование по замыслу

Беседа и конструирование

Познакомить с деталями конструктора LEGO, способом крепления, учимся строить по образцу содержание постройки все вместе.

Учились обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

 

Октябрь

 «Здравствуй осень!»

«Люди труда»

«Осенний лес»

«Дом фермера», «Школа», «Больница», «Детский сад», «Магазин»

Беседа и конструирование

 Учились строить деревья по модели и диких животных по образцу. Работа в парах.

Конструирование по условиям. Учились решать задачу по памяти. Развивали навыки конструирования. Презентовали свою постройку.

Участие во всероссийском конкурсе «Волшебный мир лего» сотворчество детей группы в номинации «Лего-животные»

Ноябрь

 «Здоровье – главная ценность»

«Театр. Музыка.

Искусство»

Конструирование по замыслу

«Театры и музеи»

Беседа и конструирование

 Учились обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Закрепили навыки конструирования. Учились строить по образцу.

Разработала памятки для педагогов «Играйте в LEGO правильно!» (Приложение)

Декабрь

 «Я и мои права»

«Зимушка-зима»

«Буква моего имени»

«Ёлочки»

Беседа и конструирование

 Вспоминали буквы, закрепляли навыки конструирования.

Готовились к новому году, учились доводить начатое дело до конца.

 

Январь

   «Мир вокруг нас»

«Страны мира»

«Домашние животные»

 «Зоопарк»

Беседа и конструирование

 Учились строить собаку и кошку. Развиваем творчество, фантазию.

 

Февраль

 «Юный эколог»

«Пять кошек на окошке»

Беседа и конструирование

Развиваем творческую инициативу и самостоятельность.

Участие во всероссийском детском творческом конкурсе «Лего-бум»

Март

 Февромарт»

«Неделя интеллектуальных игр»

«Лабиринт»

«Робот»

Беседа и конструирование

Развиваем внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.

Учились строить робота, развивали детское творчество.

Видеоролик «Дети и лего» (Приложение)

Апрель

 «Здоровое питание»

«Аквариум»

Конструирование по замыслу

Беседа и конструирование

 Учились строить аквариум, придумывали свои.

Учились обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Интерактивная презентация в виде деловой игры для педагогов «Развитие предпосылок инженерного мышления  дошкольников, начиная с младшего возраста, через LEGO-конструирование»

Май

 «День победы»

Конструирование по замыслу

Беседа и конструирование

 Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и  в коллективе.

 
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год