Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КОНСТРУИРОВАНИЕ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Конструирование
Автор: Шевченко Инна Игоревна   
12.12.2021 12:50

КОНСТРУИРОВАНИЕ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯКОНСТРУИРОВАНИЕ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

На сегодняшний день в системе образования ДОУ в соответствии с ФГОС появляется множество новых методов работы с детьми. Образовательный процесс в ДОУ более успешен при использовании технологий, способствующих развитию творческих и познавательных способностей детей, формированию их навыков саморазвития и самообразования. В результате, дети лучше воспринимают материал и принимают активное участие в познавательном процессе.

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний (например, манипуляция с предметами, на основе которого у ребенка складывается представления о свойствах, величине, численности, форме предметов).

 

Часто на вопрос, что такое математика, люди отвечают: «это умение считать», «умение логически мыслить». Это, несомненно, так, но далеко не исчерпывает её сути. В ходе образовательной деятельности с использованием конструктора можно показать, что математика — это умение думать и рассуждать, перебирать варианты, искать различные решения, доказывать, что других решений нет. Дети могут учиться соизмерять, познавать геометрические фигуры, плоские и объемные, понимать взаимосвязь чисел и геометрических фигур, что позволяет развить так называемое чувство числа.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается потребность в таком виде деятельности как конструирование. Это связано с тем, что в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей дошкольного возраста. Поэтому такой вид деятельности как конструирование, можно эффективно использовать в математическом образовании дошкольников.

Конструктор является очень подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, он вмещает в себя огромный мир математических задач. Нередко математические знания дети усваивают формально, без должного их понимания. Добиться в полной мере желаемого результата по математическому воспитанию можно лишь, соблюдая общедидактические принципы обучения дошкольников элементам математики:

  • принцип развивающего обучения — под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы
  • принцип воспитывающего обучения — необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе
  • принцип гуманизации педагогического процесса — главным в обучении должна стать не передача знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни.
  • принцип индивидуального подхода к ребенку — организация обучения на основе глубокого знания его индивидуальных способностей, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности
  • принцип научности обучения и его доступности — у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные математические знания
  • принцип осознанности и активности в усвоении и применении знаний — организации обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяется активность педагога и каждого ребенка
  • принцип систематичности и последовательности — логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные.
  • принцип наглядности — мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характер.

Конструктор — это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. С помощью конструктора последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразной, игровой, интегрированной, тематической непосредственно образовательной деятельности, дети учатся строить сначала несложные модели, учатся самостоятельно придумывать их, знакомятся с возможностями конструктора. Развивается умение у детей пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, развивается познавательное, логическое, проектное мышление. Старшие дети учатся исследовательской деятельности, умения работать группой, коллективом. Развивается речь и коммуникативные навыки.

Вовремя непосредственно образовательной деятельности по математике с применением конструктора дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. В процессе совместной деятельности взрослого с детьми по развитию математических способностей с конструктором у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Формирование элементарных математических представлений средствами конструирования способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций ребенка; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель таких занятий — дать ребенку ощущение уверенности в своих силах.

Конструктор можно использовать и как материал для свободных ассоциаций ребенка. Мы предлагаем детям, с помощью конструктора, выкладывать разные геометрические фигуры, считать, раскладывать по цвету, форме, размеру. Разложив конструктор на столе, можно создать свой рисунок: дорожку, каменное солнце, дерево и т. д. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Детям очень нравится играть с конструктором. Играя, ребенок раскрывает свои познавательные способности, осваивает новые навыки и знания развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Межиева, М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / М. В. Межиева. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 128 с.
  3. Арапова-Пискарева, Н. А. «От рождения до школы»: инновационная программа дошкольного образования / Н. А. Арапова-Пискарева; [и др. ]; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва: Мозаика-синтез, 2019. — 336 с.
  4. Кузнецова, Е. М. Конструктивно-модельная деятельность старших дошкольников: программа по художественному моделированию и конструированию /Е. М. Кузнецова. – Москва: Учитель, 2016. – 111 с.
  5. Лиштван, З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 2015. – 99 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год