Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Инновационный проект «РУССКАЯ ИЗБА»
Фольклор
Автор: Холодова Татьяна Викторовна Бунькова Татьяна Александровна   
26.08.2024 19:18

Инновационный проект «РУССКАЯ ИЗБА»Инновационный проект «РУССКАЯ ИЗБА»

Авторы проекта:

  • Бунькова Т.А
  • Холодова Т.В

Краткая аннотация проекта:

Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание детей любой возрастной категории в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой методический материал по приобщению детей к истокам Родины и родного края, к истинно человеческим ценностям, культуре, истории, искусству, на формирование эмоционально-ценного отношения к объектам социальной действительности.

 

Тип проекта:

По продолжительности: долгосрочный

По направлению деятельности: информационный, практико- ориентированный, творческий, игровой.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Цель проекта – разработка и внедрение в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края.

В проекте решается проблема сохранения и изучения культурно — исторического наследия дошкольниками, гражданско-патриотического воспитания через организацию образовательно-воспитательного процесса в мини-музее «Русская изба».

Реализация проекта осуществляется по трем направлениям: дети, родители, педагоги ДОУ. По каждому направлению определены задачи способствующие достижения общей цели.

Цель и задачи проекта

Цель: Изучение истории русского быта, устройства крестьянской избы, народных традиций, фольклора, ремесел и календарных праздников.

Задачи:

  1. Повышать профессиональный уровень и творческую активность педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию детей в ДОУ.
  2. Познакомить детей и родителей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством на основе мини-музея в ДОУ.
  3. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением: печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб. Прививать интерес к предметам старины.
  4. Создать каталог старинных предметов, имеющихся в наличии в ДОУ.
  5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
  6. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.
  7. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в совместных со взрослыми народных праздниках, играх.
  8. Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
  9. Воспитывать гражданско-патриотические чувства детей и родителей через совместную познавательную и творческую деятельность по краеведению.

Обоснование актуальности проекта

Одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения – формирование у детей устойчивых нравственных норм и привычек, патриотических чувств на основе заинтересованного, уважительного отношения к культуре родного края. Она рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. Особую актуальность приобретает принятие законопроекта «О патриотическом воспитании граждан РФ» (март 2012), разработанного в рамках программы патриотического воспитания на 2010-2025 годы.

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы.,

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.

С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

Предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление об истории и культуре русского народа. Он должен способствовать самообразованию педагогов, родителей и быть стимулом к взаимодействию взрослых и детей, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания родного края.

В МАДОУ «Радость» д/с № 188 был создан мини-музей «Русская изба». В нем имеются оригинальные предметы старинного укладажизни русских крестьян: чугунок, ухват, прялки, чугунные утюги, кухонная утварь, коромысло, ступы, самотканые текстильные изделия, предметы одежды.

Мини-музей расположен в группе, благодаря этому воспитатели группы в любое время могут проводить занятия, экскурсии, тематические посиделки.

Большинство экспонатов находятся в зоне доступа детей, все можно рассмотреть и изучить тактильно.

Основные направления работы по проекту:

  1. Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, обобщение имеющегося опыта ДОУ.
  2. Проведение мониторинговых исследований для выявления представлений детей о жизни и быте русского народа в старину; компетентности родителей (законных представителей) в области краеведения.
  3. Формирование электронного банка методических разработок, справочных и наглядных материалов.
  4. Проектирование образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Используемые методы:

Наглядный метод использовался во время:

  • чтения педагогом рассказов, сказок;
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • моделирования сказок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтение стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагогов, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и др.)
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями;

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовать продуктивную деятельность;
  • провести игры (дидактические, малоподвижные, строительные, подвижные, инсценировки и др.);
  • сшить кукол к сказкам;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий;

Реализация проекта осуществлялось поэтапно.

I. Подготовительный, исследовательский этап:

Задачи:

  1. Разработать методы диагностики детей старшего возраста с целью выявления уровней сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умение ориентироваться в них и применять в своей деятельности.
  2. Разработать опросные листы (анкеты) для родителей и педагогов ДОУ с целью изучения востребованности и актуальности данного проекта.
  3. Разработать перспективный план мероприятий по ознакомлению детей старшего с мини-музеем «Русская изба»

II. Основной этап

Задачи:

  • определение содержания и форм работы с дошкольниками, педагогами

родителями;

  • способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию
  • повышение уровня педагогической культуры родителей
  • развивать у родителей активный интерес к жизни ребёнка в ДОУ
  • популяризация ДОУ
  • реализация плана проекта.

1. Участие в проекте педагогов и родителей

  • Деятельность в соответствии с тематическим планированием
  • Обсуждение плана реализации проекта с родителями
  • Формирование у педагогов и родителей знаний, компетенций по организации музейной и краеведческой работы
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды
  • Разработка и проведение НОД по плану
  • Поисковая деятельность детей и взрослых. Пополнять музей новыми экспонатами.

Создание каталога экспонатов русской избы.

  • Наглядная информация в родительских уголках, на стендах
  • Коррекция плана мероприятий в соответствии с потенциальными возможностями родителей и детей.

2. Участие в проекте детей, педагогов и родителей

  • Совместная деятельность педагогов и детей (беседы, НОД, игры, продуктивная деятельность, посещение мини-музея «Русская изба», знакомство с укладом жизни и народным творчеством людей в старину)
  • Организация для детей экскурсий в музеи
  • Организация и проведение совместных праздников, акций, конкурсов.
  • Осенние посиделки в русской избе
  • Фольклорные развлечения: «Кузьминки», «Капустные посиделки»
  • Изготовление макетов, альбомов, рисунков.
  • Детско-родительские проекты по темам:
  • «Русские народные игры»;
  • «Устное народное творчество»;
  • «Народная игрушка, народные праздники»
  • Выставки, презентации проектов, фото презентации
  • Участие в районных и городских конкурсах

III. Заключительный этап

Задачи:

  1. Подведение и анализ итогов деятельности по разработке и внедрению в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края:
  2. Презентация результатов проекта на заседании педагогического совета.
  3. Организация выставки методических и наглядных материалов, продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей.

Конечные результаты деятельности

В результате реализации проекта:

  • в дошкольном учреждении была разработана более эффективная система работы по приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края, страны
  • были реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников русской традиционной культурой
  • повысилась компетентность педагогов в вопросах организации работы в мини-музее «Русская изба» и организации мероприятий по патриотическому воспитанию в работе с дошкольниками и их семьями

- качественно реализовывается часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.

Дети:

  • получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве
  • познакомились со старинными предметами домашнего обихода
  • обогатился словарный запас названиями предметов русского быта
  • дошкольники приобщились к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции

Педагоги:

  • пополнили каталог предметов народного быта музея «Русская изба»
  • мини-музей «Русская изба» активно использовался для занятий по краеведению в ДОУ
  • повысился профессиональный уровень и творческая активность педагогов в реализации задач патриотического воспитания
  • воспитатели приобрели знания и умения по использованию народной педагогики в образовательном процессе с дошкольниками.

Родители:

  • принимали активное участие в совместных мероприятиях по краеведению
  • повысилась эффективность взаимодействия с родителями по личностному развитию детей на основе культурно-исторических ценностей.

Работа по данному направлению будет продолжаться, так как в современных условиях существует потребность в патриотическом воспитании дошкольников и вактивном привлечении к этой работе семьей воспитанников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год