Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности с детьми раннего возраста по сюжетам русских народных сказок в рамках проектной деятельности «Сказки для малышек»
Фольклор
Автор: Орлова Людмила Юрьевна   
23.04.2023 13:31

Сказки для малышекСказки для малышек

Орлова Людмила Юрьевна, воспитатель МБДОУ ЦРР – детского сада № 13 МО города Новороссийска

Аннотация: в статье идет речь о календарно-тематическом планировании воспитательно-образовательной деятельности с детьми раннего возраста по сюжетам русских народных сказок в рамках проектной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, календарно-тематическое планирование, русские народные сказки, значение сказки в жизни ребенка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства. Роль сказок в воспитании детей велика. Они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Сказка для ребенка – это их жизнь, полная ярких красок, через которую они получают знания, эмоции, концентрируется внимание, повышается любознательность, развивается воображение.

 

Кроме того, в раннем возрасте идет интенсивное развитие речи ребенка. Именно сказки являются прекрасным материалом для развития речи малышей. Развивается интерес к персонажам и событиям, ребенок вовлекается в активную речевую работу. Ведь работа воспитателя это постоянная живая речь, речь, вызываемая у малышей не только положительно — эмоциональный отклик, но и желание ребенка продолжить общение. При этом обогащается словарный запас ребенка, активизируется использование в речи и уже знакомых слов, появляется интерес к новым словам. В процессе общения дети раннего возраста, ввиду особенностей психического развития, нуждаются в эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно выразительной и неторопливой речи воспитателя.

Очень ярко и эмоционально такая речь проявляется при чтении детской художественной литературы, и особенно при рассказывании сказок. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Понаблюдав за детьми, как они погружаются в сказку, проживают сказку вместе с её героями, мы сделали вывод что, участвуя в проигрывании сказочных сюжетов, у малышей появляются первые представления о времени и пространстве, о связи человека и природы, о дружбе, добре и зле. То есть через сюжет одной сказки можно реализовать задачи всех образовательных областей. Так у нас появилось календарно-тематическое планирование по сюжетам русским народным сказкам.

Мы разработали авторское планирование «Сказки для малышек» с октября месяца (сентябрь — адаптационный период). Каждая сказка — это отдельный проект. Нами выбраны и разработаны проекты по следующим сказкам: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и Медведь», «Кот, Петух и Лиса», «Три медведя», «Волк и семеро Козлят».

В работу на месяц берется одна сказка, вокруг которой выстраивается вся образовательная деятельность. Занятия, беседы, игры, изобразительная деятельность — все мотивируется сказкой месяца. Например, сказка месяца- «Колобок» тема недели — «Горячо-холодно». В свободной деятельности мы лепим из соленого теста Колобка (тесто холодное), ставим холодные колобки в игрушечную печь, испеченного заранее и разогретого воспитателем колобка (горячего) мы ставим на подоконник охлаждать (делать холодным). Дидактическую игру «Найти такой же (цвет)» мы преобразуем в игру «Найди репку (желтую)» среди разноцветных пластиковых шаров и тд.

Как и предусмотрено в проектной деятельности активными участниками проекта являются не только дети, но и их родители. Неоценима помощь родителей по обновлению предметно-развивающей среды в группе и на участке к каждому новому проекту, участи их непосредственно в образовательной деятельности. Совместное творчество родитель с детьми, создает атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворенности, обеспечивает максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом их взаимное доверие Для вовлечения родителей в процесс мы подготовили консультацию «Развитие речи детей с помощью сказки», выкладывали результаты практической деятельности детей в социальные сети, подключали родителей к изготовлению атрибутов для сказки.

Используя в работе календарно-тематическое планирование «Сказки для малышек», мы увидели результаты уже в первый месяц. Дети безошибочно повторяли действия героев сказки «Курочка Ряба» (дед и баба бьют яйцо, плачут над разбитым яйцом, курочка жалеет их, мышка машет хвостиком). Легко включаются в диалог как с детьми, так и со взрослыми. Некоторые малыши проговаривали с воспитателем окончания слов. В конце года воспитанники уже могли воспроизводить диалог между героями самостоятельно и с участием других детей.

Календарно-тематическое планирование «Сказка для малышек» успешно зарекомендовало себя. Дети с легкостью запоминают новый материал, радостно его повторяют, проявляют интерес и активность к продуктивной деятельности, особенно удачно проходит театрализованная деятельность, где дети чувствуют себя раскрепощёнными, с удовольствием идет на контакт, вступают в диалог. Проанализировав свою работу за год, выслушав мнение родителей, мы признали работу по проектной деятельности успешной и решили оставить авторскую программу для реализации на следующий учебный год.

Научно доказано, что дети раннего возраста, которые рано познакомились с русскими народными сказками, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно, мягче адаптируются в обществе, сказка позволяет формировать у детей основы общения и поведения в социуме, вырабатывается способность сопереживать, сострадать. Благодаря сказкам дети учатся различать добро и зло.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год