Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста
Фольклор
Автор: Яковлева Татьяна Владимировна   
09.02.2019 14:27

Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возрастаКонспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста

Воспитатель: Яковлева Т.В.

Цель: Ознакомление с историей русского крестьянского быта и народного искусства.

Задачи:

  1. Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.
  2. Создавать необходимую предметно-развивающую среду.
  3. Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей Родине.
  4. Вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию.
  5. Вызвать интерес к народному фольклору.
  6. Познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.
  7. Формировать умение работать сообща, выполнять коллективную работу.

Предварительная работа: просмотр презентации на тему «Русский быт и традиции», знакомство с поговорками и загадками.

Дети в русских народных костюмах заходят под народную музыку народногоинструмента «Гусли»

 

Скачать конспект

– Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаем вас.

Ребята-знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».

– Что означает, как вы думаете? (Ответы детей) Будьте здоровы, здравствуйте.

(дети и воспитатель приветствуют гостей)

Воспитатель: Ребята давайте встанем в круг, будем передавать торбу и воображать как –будь – то мы передаем содержимое торбы друг –другу.

(Под звучание русской плясовой дети играют)

Катилась торба

с высокого горба.

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница,

С кем хочешь

Поделиться?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрый и честных людей!

Воспитатель: — Ребята, я сегодня вам предлагаю заглянуть в прошлое. Как нам с вами оказаться в русской избе, давайте бросим по тканой дорожке клубок с нитками и он нас приведет в горницу. Закроем глаза, вокруг обернемся и окажемся в гостях. (открывается ширма за которой находится панно на стене с изображением русской избы и ее различных предметов. Посмотрите, вот мы с вами оказались в светлице!

Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

- И что же мы там видим? На что вы обратили внимание?

  • Правильно, печь! Стоит девица в избе

Коса на дворе, (печь)

Она обогревала жилище (от натопленной печи в доме становилось тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу. Что делали в печи? (Ответы детей) В ней пекли хлеб, готовили еду, сушили продукты, грели воду; на ней спали старики и дети; Печь объединяла всю семью; зимними вечерами возле неё собирались все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-либо; пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела.

- В народе говорили: «Печь — греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу!»

  • У простого народа к печи было особое, почтительное отношение. Нельзя было ссориться, ругаться в доме, говорили «а то печь услышит». Добрая- то речь, коль в избе есть печь»

«Печь нам мать родная»;

- Главным назначением печи всегда было приготовление пищи.

Ребята скажите: в какой посуде готовили еду? (чугунках, горшках)

- Какие блюда готовили в горшках, чугунках? (щи, кашу, картофель)

Воспитатель: я сейчас загадаю загадку:

Рогат — да не бык,

Хватает — да не сыт,

Людям отдаёт,

Сам на отдых идёт. (Ухват)

- В народе говорили: ”Ухват и с пылу хватает! ”

Ухват — это предмет, домашняя утварь, с помощью которой ставят в печь и достают из неё горшки, чугунки. Ухват похож на вилы.

- По русскому обычаю к столу приглашали «Милости просим к столу» (Гость отвечал- благодарствую)

На стол нельзя было садиться, стучать по нему кулаком. Когда вся семья собиралась за столом, все сидели чинно (прилично) спокойно, ели не торопясь.. Давайте ребята рассмотрим с вами всю домашнюю утварь лохань, она служила для стирки белья, посуда была вся из дерева, чугунки в которых готовили пищу, щи да кашу были чугунные, белье гладили специальным приспособлением оно называлось «Рубель». (воспитатель показывает как пользовались приспособлением). В горнице находится ткацкий станок люди сами ткали ткань для одежды, ее так и называли домотканая.

Я вам хочу прочитать рассказ Константина Дмитриевича Ушинского

«Как рубашка в поле выросла»

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

- Что ты, тятя, делаешь?

- А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: "Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка".

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

- Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

"У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала".

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

II. Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

- Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:

"Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку".

III. Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.

"Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?"

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки. Вопросы о чем рассказ, ответы детей. А теперь ребята давайте Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).

Стал подружку выбирать. Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись.

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).

Да за ленточку держись.

Хорошо мы поиграли. Стук в дверь: «Дети я поселилась в новую избу, а половика нет постелить на пол, мне нужна помощь, помогите мне соткать половик. Воспитатель: Дети поможем Марье! (Участник родительница воспитанницы старшей группы)

На столах лежат различные предметы с помощью которых дети разными красками наносят отпечатки на заготовленных половичках. (дети сами выбирают чем будут наносить рисунок на половик) В результате когда высыхают работы дети склеивают полученные рисунки и у них получается половик. Ребята рассматривают готовую работу. Дарят свою работу Марье, Марья благодарит и уходит. Воспитатель задает вопросы. О чем сегодня дети узнали, что им понравилось, хотели бы они еще побывать в прошлом. (ответы детей) А на память о нашей встрече мы сфотографируемся в русской избе.

Теперь мы с вами бросим клубок по дорожке и вернемся в группу.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 20 (141) выйдет
31 мая 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год