Экологический паспорт участка группы – средство воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста |
Занятия по Экологии | |
Автор: В. В. Сой, О. В. Маштакова, О.В. Шакалова | |
18.02.2025 19:53 | |
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 336 Дзержинского района Волгограда» Аннотация. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, где ребенку предоставляется возможность экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Ключевые слова: экологическое воспитание, экологический паспорт, экологический объект. Экологическое образование детей дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Ведь в процессе детского исследования ребёнок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать и рассуждать. Основная работа по экологическим объектам осуществляется во время прогулок. На прогулочных участках групп детского сада имеются растения, кустарники, деревья, цветы, скворечники, кормушки. Дети наблюдают, беседуют со взрослым, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. Для расширения и воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста были созданы экологические паспорта участков групп (рис. 1), В них содержится следующая информация: схема – план участка, информация о растительном мире, птицах, прилетающих на участок, насекомых. Детьми собран гербарий растений, растущих на участке. Подобран литературный (рассказы, стихи, загадки) и дидактический материал (игры, иллюстрации). Имеются карты наблюдений за экологическими объектами в разное время года, которые заполняются во время прогулок с детьми в результате наблюдений, рассматривания. В паспортах экологических объектов: рябина (рис. 2), сирень (рис. 3), скворечник (рис. 4) содержится информация с их описанием (иллюстрации, характеристика, народные приметы, загадки, стихи). Для систематизации знаний, мышления, памяти, внимания детей разработана структура рассматривания экологического объекта. При создании паспортов экологических объектов были поставлены следующие задачи:
растениям, насекомым, птицам. Можно выделить следующие методы, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности:
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборка материала для коллекций, гербарии, изготовление кормушек и скворечников, совместные праздники. Экологическое образование мы рассматриваем как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры детей и родителей. Литература
|