Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологический паспорт участка группы – средство воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста
Занятия по Экологии
Автор: В. В. Сой, О. В. Маштакова, О.В. Шакалова   
18.02.2025 19:53

Экологический паспорт участка группы – средство воспитания экологической культуры у детей дошкольного возрастаЭкологический паспорт участка группы – средство воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста

  • В. В. Сой, старший воспитатель
  • О. В. Маштакова, О.В. Шакалова, воспитатели

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 336 Дзержинского района Волгограда»

Аннотация. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, где ребенку предоставляется возможность экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологический паспорт, экологический объект.

 Скачать конспект

Экологическое образование детей дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Ведь в процессе детского исследования ребёнок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать и рассуждать. Основная работа по экологическим объектам осуществляется во время прогулок. На прогулочных участках групп детского сада имеются растения, кустарники, деревья, цветы, скворечники, кормушки. Дети наблюдают, беседуют со взрослым, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Для расширения и воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста были созданы экологические паспорта участков групп (рис. 1),

В них содержится следующая информация: схема – план участка, информация о растительном мире, птицах, прилетающих на участок, насекомых. Детьми собран гербарий растений, растущих на участке. Подобран литературный (рассказы, стихи, загадки) и дидактический материал (игры, иллюстрации). Имеются карты наблюдений за экологическими объектами в разное время года, которые заполняются во время прогулок с детьми в результате наблюдений, рассматривания.

В паспортах экологических объектов: рябина (рис. 2), сирень (рис. 3), скворечник (рис. 4) содержится информация с их описанием (иллюстрации, характеристика, народные приметы, загадки, стихи). Для систематизации знаний, мышления, памяти, внимания детей разработана структура рассматривания экологического объекта.

При создании паспортов экологических объектов были поставлены следующие задачи:

  • развивать умения детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы
  • научить способам исследования объектов природы в разное время года
  • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы
  • воспитывать чувство сопереживания и желания помочь объектам природы:

растениям, насекомым, птицам.

Можно выделить следующие методы, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности:

  • совместная деятельность воспитателя и детей
  • наблюдение
  • метод моделирования
  • словесно-литературный метод.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборка материала для коллекций, гербарии, изготовление кормушек и скворечников, совместные праздники.

Экологическое образование мы рассматриваем как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры детей и родителей.

Литература

  1. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» Москва, 2011, Мозаика – синтез;
  2. Е.С. Евдокимова, Т.Ю. Михайлушкина, Н.П. Озерина «Семейный календарь». — М.: Планета, 2013;
  3. Н.О. Никонова, М.И. Талызина «Экологический дневник дошкольника» — СПб; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009;
  4. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». — М.: ТЦ Сфера, 2019
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год