Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологическое воспитание как часть образовательной деятельности в ДОУ
Занятия по Экологии
Автор: Сенюкаева Татьяна Викторовна   
29.03.2023 18:53

Экологическое воспитание как часть образовательной деятельности в ДОУЭкологическое воспитание как часть образовательной деятельности в ДОУ

Сущность экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ заключается в обретении каждым человеком чувства природы и диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека. В таких условиях особую важность приобретает экологическое образование, которое рассматривается рядом ученых как важнейший фактор нравственного формирования личности. По мнению таких исследователей как И.А. Бондаренко, Н.Н. Достовалова, М.С. Каган, Н.В. Картомышева, воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.

Цель экологического образования и воспитания — формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.

Поэтому задачами экологического образования и воспитания детей в ДОУ является формирование у них интереса к объектам окружающей среды (представителям животного и растительного мира, к природным явлениям) и осознания неободимости защиты окружающей среды.

 

Экологическое образование представляет собой целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства, когда закладываются первые основы миропонимания и нравственно ценностного опыта взаимодействия с предметно — природной средой. Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с животными и растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в ДОУ.

У детей дошкольного возраста наблюдается высокий познавательный интерес ребенка к миру природы. Поэтому любознательность и наблюдательность дошкольников могут быть использованы для формирования натуралистического кругозора и экологической эрудиции.

Педагогические усилия сосредоточиваются на формировании системы представлений ребенка об окружающей среде.

Представление о каналах формирования мировоззрения детей дошкольного возраста и системе психологических механизмов позволяет выработать соответствующие педагогические стратегии. По перцептивному каналу формируется влечение к природным объектам. По когнитивному каналу происходит формирование интереса личности к миру природы. Воспитатель должен добиться того, чтобы интерес к природе у воспитанников ДОУ перерос в глубокое нравственно-эстетическое чувство. Нужно, чтобы интерес и любовь к природе были осознанными, действенными.

Экологическое воспитание детей в ДОУ необходимо, поскольку является частью общей системы образования и воспитания детей, определённой в ФГОС. Оно необходимо также и по той причине, что позволяет осуществлять социализацию детей и подготовку их к дальнейшему обучению в средней школе.

Особенно важно экологическое образование детей раннего возраста, поэтому сложно выделить какой-то определённый возрастной предел, с которого нужно начинать экологическое просвещение дошкольников. Но наиболее эффективным оно является у детей, начиная с 4-5 лет, поскольку дети в таком возрасте уже мыслят самостоятельно и могут осуществлять под руководством воспитателя вполне осознанные трудовые действия.

Необходимо обратить внимание на то, что экологическое воспитание должно стать частью повседневной воспитательной и образовательной деятельности в детском саду. Оно должно происходить в ненавязчивой, игровой форме. Причём необходимо, чтобы воспитатель предлагал детям не только совершить какое-то действие, связанное с изучением окружающей среды и природных объектов, но и осмыслить его, объяснив экологическое содержание каких-либо поступков и заданий, которые получают дети во время пребывания в ДОУ.

Наиболее простой, доступной формой экологического образования детей дошкольного возраста является наблюдение за природными объектами на улице во время прогулок.

Как правило, каждый детский сад имеет небольшой земельный участок (прилегающую территорию) рядом со строением, на котором растут деревья, кустарники и другие растения. Обычно на территории ДОУ имеются отдельные прогулочные участки, оборудованные игровым и спортивным оборудованием, разбиты цветники и клумбы. На этой территории можно наблюдать за природными объектами и процессами в любое время года.

Каждую прогулку воспитатель может превратить в увлекательный поход, во время которого дети будут не только активно двигаться, и дышать свежим воздухом, но и наблюдать за природными объектами под руководством воспитателя и самостоятельно.

Такие активные прогулки можно проводить при благоприятных погодных условиях на протяжении всего учебного года.

Самое главное, чтобы экологическое воспитание детей происходило в ненавязчивой, игровой форме.

Например, в осенний период дети могут собирать листья, упавшие с деревьев, создавать из них различные композиции и букеты не только на улице, но и в помещении.

В зимний период на прогулке необходимо обратить внимание детей на то, что зима — это период отдыха для деревьев и кустарников, в это время они сбрасывают свои листья, но их жизнь не прекращается.

Благоприятным периодом для наблюдения за живой природой является весна, когда происходит пробуждение деревьев и кустарников. Воспитатель должен обратить внимание детей на то, что постепенно набухают почки и появляются первые зелёные листики. При этом нужно акцентировать внимание детей на том, что зелёные насаждения нельзя портить каким-либо способом, ломать ветки, обрывать листья, царапать кору на деревьях.

Подвижные игры на свежем воздухе необходимо сочетать с рассказом о природных явлениях, обращая внимание детей на перемену погоды и на состояние атмосферы, наличие облаков, осадков (дождь или снег).

При этом можно рассказать о сезонных работах в саду. Например, о том, что осенью нужно убирать высохшую траву и листья. Нужно продемонстрировать важность труда на приусадебном участке.

Обязательно использование природных материалов при проведении занятий. Для этого сами дети могут собрать и подготовить их не только во время прогулок под руководством воспитателя, но и самостоятельно, а также в выходные дни вместе с родителями. Для этого воспитатель может дать важное поручение в форме домашнего задания. Например, чтобы каждый ребёнок принёс в детский сад листья разных цветов.

Также воспитатель должен подготовить заранее для занятий с детьми такие простые природные материалы как шишки, жёлуди, каштаны, камушки и веточки. Всё это можно и нужно использовать на занятиях как учебное пособие и материал для художественного творчества при создании поделок. Например, аппликации из листьев или каких-либо композиций из шишек и веточек.

Всё это благотворно влияет на развитие фантазии детей, расширяет их кругозор и позволяет мыслить самостоятельно, творчески, креативно.

Важным направлением в работе воспитателя по экологическому просвещению воспитанников в ДОУ является взаимодействие с родителями детей. Например, можно поручить сделать дома вместе с родителями какую-либо поделку из природных материалов

Важно, чтобы дети не только создавали композиции и поделки из природных материалов, но и могли увидеть результаты своего труда. Для этого необходимо устраивать выставки детских работ.

Также необходимо активно использовать вербальный канал коммуникации с детьми для активизации их представлений об окружающей среде. Нужно использовать диалогическое общение, т.е. спрашивать мнение детей, предлагать им сочинить рассказ о прогулке, об отдыхе на природе.

Также можно использовать такой приём, как мозговой штурм (в игровой форме). Например, предложить детям придумать название для какой-нибудь поделки из природного материала. При этом нужно выслушать каждого ребёнка и обязательно похвалить его за проявленную инициативу. Это способствует развитию творческого мышления и экологическому просвещению детей и их творческой самореализации.

Также необходимо предложить детям самостоятельно в домашних условиях (с участием родителей) выучить какое-нибудь стихотворение про животных или растения, про природные явления.

Необходимо использовать такие элементы интерьера в помещении ДОУ, как цветы, особенно в зимний период. Например, подробно рассказывать детям о каждом растении в помещении, об особенностях ухода за ним. Также можно предложить детям рассказать о том, какие цветы растут у них дома.

Это очень важно для того, чтобы дети могли понять и осознать, что природа не является чем-то абстрактным, а окружает их всюду, в том числе и дома, и в помещении детского сада (ДОУ).

У дошкольников особо интерес вызывают животные, поэтому необходимо активно развивать и поддерживать их интерес к домашним питомцам. В дошкольном возрасте особено ярко появляется желание ухаживать за природными объектами. Ребёнок хочет содержать дома животных, во взаимодействии с которыми он приобретает незаменимый технологический и психологический опыт партнерских взаимоотношений, общения. В результате питомцы становятся для него частью картины мира.

На занятиях в ДОУ можно предложить детям рассказать о том, каких они знают животных. В том случае, если у детей дома есть питомцы, можно предложить каждому ребёнку составить самостоятельно рассказ о своём любимце.

Не менее важно активно использовать произведения художественной литературы на занятиях, например, читать вслух рассказы о животных и растениях, и обсуждать их с детьми.

Также нужно обращать внимание детей на то, что с животными нужно обращаться гуманно и помогать им. Например, в зимнее время можно вместе с детьми подкармливать птиц зерновыми смесями, рассказывая о значении птиц в природе.

Можно давать детям прослушать аудиозаписи с голосами птиц и зверей, или же показать видеофильмы про животных и растения.

Всё это является элементами экологического просвещения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Таким образом, на основании вышесказанного необходимо сделать вывод о том, что в условиях ДОУ возможно проведение экологического воспитания детей. Для этого необходимо использовать весь арсенал имеющихся возможностей, активно применять различные формы обучения и воспитательной работы.

Основной целью экологического воспитания детей в условиях ДОУ является развитие их мышления и расширение кругозора. Всё это важно для того, чтобы дети восприняли информацию об окружающей среде и поняли необходимость её защиты. Всё это является одним из важнейших направлений в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Дошкольное образование: традиции и инновации: учебно-методическое пособие / авторы-составители Н. В. Михайлова, В. А. Зебзеева, М. Э. Шарычева, М. А. Гасилина. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет [изд. ], 2020. – 118 с.
  2. Косоурова, С. А. Экологическое образование и воспитание дошкольников / С. А. Косоурова. – Текст: непосредственный // От экологического образования к экологии будущего: сборник материалов и докладов VI Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию / под общей редакцией В. А. Грачева. – Москва: Неправительственный экологический фонд имени В. И. Вернадского [изд. ], 2020. – С. 805-818.
  3. Сугробова, Н. Ю. Теория и технологии экологического образования детей: учебно-методическое пособие / Н. Ю. Сугробова. – Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт [изд. ], 2018.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год