Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Деревья» Экологический проект
Занятия по Экологии
Автор: Строкина Ольга Анатольевна   
04.10.2022 11:59

«Деревья» Экологический проект«Деревья» Экологический проект

ГБОУ Школа Перспектива, педагог-психолог Строкина О.А.

Задачи

Обучающие:

  • формировать у детей представление о деревьях;
  • формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

  • развивать умственные операции сравнения и обобщения;
  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг;
  • любознательность, наблюдательность фантазию;

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
  • воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять, приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений; развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Предварительная работа

  • Рассматривание иллюстраций
  • Чтение произведений русских классиков
  • Сбор листьев и семян клена
  • Экскурсия по территории детского сада

Цель направления деятельности проекта- исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность. Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе

Краткое содержание проекта

В рамках биологической экологии:

  • Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.
  • Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.

В рамках прикладной экологии:

  • Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
  • Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.

Совершенствование экологической среды группы:

  • Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.
  • Организация выставки совместных работ родителей и детей.

Исследовательская деятельность

1. Знакомство с деревьями:

  • для чего деревьям листья, корни, ствол, кора;
  • какой высоты дерево;
  • какова ширина дерева;
  • есть ли у дерева семья;
  • есть ли у дерева «детки»;
  • растут ли такие деревья в городе ещё;

2. Изучаем листья и крону:

  • наблюдение за тенью дерева, ее движением;
  • исследование листьев;
  • исследование почек.

3. Изучаем кору и ствол:

  • чем покрыт ствол;
  • что такое кора, для чего служит, какая она;
  • чем пахнет в разное время года кора, ствол (сухую погоду, после дождя..);
  • есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи;

4. Изучаем цветки (соцветия):

  • время появления первых цветков;
  • как растут цветки на дереве, хорошо ли заметны на дереве;

5. Изучаем корни:

  • что держит дерево в земле;

6. Изучаем плоды и семена:

  • какие они, кто их разносит;
  • для чего они нужны.

7. Изучаем животных, связанных с деревом:

  • какие животные посещают наше дерево (птицы, насекомые, пауки);

8. Изучаем почву:

  • куда опадают листья осенью, что с ними происходит вес
  • есть ли вода в почве под деревом;

9. Изучаем снег, иней, дождь:

  • хорошо ли дерево спасает человека от дождя;
  • значение осадков для дерева;
  • бывает ли на деревьях роса;

Художественная литература

  • Пословицы и поговорки о деревьях.
  • Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.
  • Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе.
  • Песенка «Ой, в зеленом бору…»
  • И.Токмакова «Сосны», А.Прокофьев «Березка», Н.Некрасов «Зеленый шум», В.Зотов «Лиственница», М.Пришвин «Осинкам холодно», «Дуб», «Береза»,
  • А.Твардовский «Лес осенью», В.Бианки «Лес зимой», И. Соколов – Микитов «Листопадничек», М.Михайлов «Лесные хоромы», Ю.Дмитриев «Что такое лес?». Сказка «Ивовый росток» (японская).
  • А.Лопатина «Рассказы о деревьях и цветах»
  • «Прогулки по лесу» — познавательные рассказы о природе,
  • В. Кастрючин «Сказки лесной полянки».
  • Заучивание стихотворений о деревьях и лесе.

Игровая деятельность

  • Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в лес»
  • Настольно – печатные игры:

«Как зовут тебя, деревце?»; «Что растет в лесу?»; «Четвертый лишний»;

  • Дидактические игры:

- «Найди дерево по описанию»; «С чьей ветки детки?»; «Что такое хорошо и что такое плохо»

  • Подвижные игры на площадке, в лесу, в парке:

«Найди такой же лист»,

«Кто быстрее найдет клен, ель, дуб, березу»,

«Найди пару»;

«К дереву беги..»

  • Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».

Социальное развитие

  • Тематические занятия по теме «Дерево», «Лес».
  • Рассматривание иллюстративного материала по теме.
  • Составление альбома «Мое любимое дерево» со стихами, загадками, рисунками, фотографиями.
  • Составление описательных рассказов по теме «Мое дерево».
  • Создание плакатов по охране деревьев.

Труд

  • Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.
  • Подкормка птиц.
  • Заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, гербария.
  • Помощь дворнику в уборке листьев на участке.
  • Уборка прошлогодних листьев и травы на участке.
  • Уборка сломанных веток на участке.
  • Побелка ствола клена и других деревьев.
  • Окапывание деревьев снегом.
  • Подбор художественной литературы о клене.
  • Изготовление панно из кленовых листьев.
  • Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет о клене.
  • Подбор загадок, пословиц, поговорок о клене.
  • Сочинение сказок о дереве «Мой Кленок»
  • Фотографирование любимого дерева.
  • Аппликация:

Изобразительная деятельность: «Дерево», «Осенний ковер», «Мое любимое дерево».

Составление сюжетов по теме «Дерево» (мозаика).

  • Рисование: «Кленовое дерево», Нетрадиционное рисование оттиском кленового листа
  • Лепка: «Листики», «Осеннее дерево»

Социальное развитие

  • Тематические занятия по теме «Дерево», «Лес».
  • Рассматривание иллюстративного материала по теме.
  • Составление описательных рассказов по теме «Мое дерево».

Познавательное развитие

  • Классификация «Лиственные, хвойные деревья».
  • Занятия: цикл занятий – наблюдений по проекту «Наше дерево — Кленок», «В гости к деревьям», «Деревья твоего двора», «Рассматривание семян различных деревьев»,
  • Беседы: «Что нужно нашему дереву?», «Для чего дереву нужны листья?», «Сравнение деревьев и кустарников».
  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни дерева.
  • Наблюдение за деревом в разную погоду.
  • Изготовление гербария (листьев деревьев детсада).
  • Рассматривание картин из серии «Лес»: «Березовая роща», «Сосновый бор», «Ельник», «Дубовая роща»; И.Грабарь «Осенний лес», И.Левитан «Осень», «Золотая осень», И.Шишкин «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща».

Развитие речи

  • Составление описательных рассказов о дереве.
  • Дидактическая игра «Кто больше?», «Словесный сад».
  • Разгадывание загадокМатематика: сравнение деревьев по высоте, ширине.
  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
  • Составление и решение задач на сложение и вычитание. Речевые логические задачи «Ситцевый лес», «Почему деревья белые?», «Что за дерево такое?».

Список литературы

  1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1933г.
  2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.
  3. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой». М., 1978г.
  4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003г.
  5. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004г.
  6. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва «Творческий центр» — 2003г.
  7. Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». Санкт-Петербург «Акцидент» — 2004г.
  8. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб.: Детство-пресс, 2003г.
  9. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996г.
  10. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» — 2005г.
  11. Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва «Мозаика-Синтез» — 2002г.
  12. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 1999 г.
  13. Парамонова Л. Конструирование из природного материала // Дошкольное воспитание. 2005г. N 7.
  14. Рыжова Н. "Наш дом — природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998г. N 7.
  15. Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 1998г. N 7.
  16. Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. 2002г. N 3.
  17. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки, праздники. М. Линка — Пресс, 2002г.
  18. Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005г.
  19. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993г.
  20. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Москва «Мозаика — Синтез".
  21. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004г, N 7.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (358) выйдет
18 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год