Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Эффективная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обусловленными нарушениями опорно-двигательного аппарата, в условиях реализации инклюзивной практики ДОО»
Психология
Автор: Казанская Наталья Анатольевна   
23.03.2024 13:35

«Эффективная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обусловленными нарушениями опорно-двигательного аппарата, в условиях реализации инклюзивной практики ДОО»«Эффективная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обусловленными нарушениями опорно-двигательного аппарата, в условиях реализации инклюзивной практики ДОО»

«Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности»

Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности

  1. Понятие «Медико–психолого–педагогическое сопровождение».
  2. Цель, задачи сопровождения, основные субъекты.
  3. Направления взаимодействия.
  4. Взаимодействие с участниками воспитательно-образовательных отношений:
  • воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог;
  • педагог-психолог;
  • инструктор по физической культуре;
  • музыкальный руководитель;
  • медицинский персонал.

5. Развивающая предметно-пространственная среда.

6. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.

7. Вывод.

  1. Психолого–медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
  2. Цель сопровождения в ДОУ — создать психолого–медико–педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Тесная взаимосвязь педагогов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Задачи психолого–медико–педагогического сопровождения:

  • охрана и укрепление здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • совершенствование предметно — пространственной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основными субъектами психоло-медико-педагогического воздействия в ДОУ являются:

  • дети;
  • воспитатели, педагоги, специалисты;
  • родители.

3. Направления взаимодействия

Взаимодействие строим по следующим направлениям:

  1. направление – диагностическое
  2. направление — коррекционно — развивающее
  3. направление — оценочно-аналитическое
  4. направление — ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ

Диагностическое направление, в рамках которого каждый специалист обследует ребёнка по своему профилю, выявляет особенности и трудности в его развитии. Все характеристики объединяются в комплексную оценку актуального уровня развития ребёнка (АОП). Итоги диагностики обсуждаются на экспресс-обзорах.

2 направление – КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩЕЕ

В рамках данного направления происходит реализация индивидуальных и групповых программ, комплексно – тематического планирования. Данное направление будет раскрыто во взаимодействии специалистов разного профиля.

3 направление — ОЦЕНОЧНО — АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Направление предполагает оценку результатов коррекционно – развивающей деятельности воспитанника. Итоговые диагностики каждого специалиста в конце учебного года, экспресс-обзоры, оформление характеристик выпускников.

4. Взаимодействие с участниками воспитательно — образовательных отношений

Воспитатель, учитель- логопед, учитель- дефектолог

  • Закрепление (по возможности) правильного произношения звуков;
  • Целенаправленная активизация отработанной лексики;
  • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
  • Развитие памяти, внимания, логического мышления;
  • Формирование связной речи.
  • Оказание помощи в проведении диагностического обследования детей (мониторинг);
  • Ознакомление с результатами диагностического обследования уровня речевого развития воспитанников группы;
  • Совместное участие в экспресс — обзорах групп;
  • Разработка рекомендаций по индивидуальному сопровождению ребенка;
  • Участие в корректировке и реализации АОП для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • Сбор информации о проблемных детях в группах;
  • Консультативно-информационная помощь педагогам группы при изучении особенностей развития детей; ( «Пятиминутки»);
  • Оформление информационных стендов по лексическим темам (совместное обсуждение);
  • Совместная реализации единого тематического планирования (Логопедические пятиминутки, информационные стенды, «Папки взаимодействия с воспитателями»);
  • Проведение консультаций по различным вопросам коррекционно-образовательной работы (по индивидуальному запросу);
  • Построение развивающей среды (оказание помощи в подборе материала);
  • Предоставление материалов (дидактических игр и упражнений, направленных на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи) для коррекционного мини-центра в группе;
  • Совместная работа с родителями (участие в собраниях, анкетирование);
  • Изучение и реализация новых подходов в обучении детей с ОВЗ (участие в педсоветах, семинарах, семинарах-практикумах, посвященных проблемам коррекционно-образовательной работы с детьми; взаимопосещение занятий);
  • Совместная подготовка к праздникам, досугам (подбор и распределение речевого материала для воспитанников, разучивание стихотворений к праздничным мероприятиям); совместная подготовка воспитанников к конкурсам различного уровня;
  • Участие в совместной проектной деятельности.
  • Взаимодействие с социальными партнерами – посещение библиотеки (сопровождение воспитанников).

Взаимодействие с педагогом – психологом

Психологическое сопровождение детей является очень важным звеном педагогического взаимодействия.

Воспитатели и специалисты выполняют рекомендации педагога-психолога ( «Папка взаимодействия»).

Взаимодействие с инструктором по физической культуре

  • Использование физкультминуток в режимных моментах и в ходе ООД (воспитатели, учитель-логопед);
  • Дыхательная гимнастика (воспитатели, учитель-логопед);
  • Проведение утренней гимнастики и гимнастики после сна (воспитатели);
  • Проведение развлекательных мероприятий (праздники, досуги);
  • Сопровождение воспитанников на занятиях по физической культуре, оказание помощи.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Совместная подготовка к праздникам, развлечениям, досуговым мероприятиям с их последующим обсуждением. Учитель-логопед помогает воспитателям в распределении речевого материала, разучивает с детьми стихи.

Взаимодействие с медицинским персоналом ДОУ

  • Сбор анамнестических данных детей (учитель-логопед);
  • Совместное участие в экспресс- обзорах;
  • Выполнение рекомендаций врача учреждения по необходимым ограничениям.
  • Участие в составлении образовательного маршрута.

5. Развивающая предметно — пространственная среда группы

Развивающая предметно-пространственная среда группы является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта, стимулирует развитие всех потенциальных, индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.

Развивающая среда группы содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать, при минимальной помощи взрослых.

Организацию развивающей среды необходимо строим таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Важно обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, речевую, эмоциональную, двигательную деятельность детей так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Развивающая предметно – пространственная среда, отражающая взаимодействие педагогов и специалистов, может включать:

- Интерактивную доску

- Информационный стенд

- Коррекционный уголок

- Картотеки

- Спортивный уголок

6. Взаимодействие с родителями (законными представителями)

  • Проведение индивидуальных консультаций по итогам диагностического обследования уровня развития ребёнка, по вопросам коррекции выявленных нарушений, формирование у родителей оптимистических установок в отношении возможностей ребенка и обучение их доступным приемам коррекционно-развивающего воздействия;
  • Индивидуальные консультации (по запросам родителей (законных представителей) и согласно графику (совместно с ребенком); учет проведенных консультаций — «Журнал консультирования родителей»;
  • Участие в групповых родительских собраниях (начало, конец учебного года);
  • Демонстрация индивидуальной деятельности коррекционной направленности (показ индивидуальных (фрагментарно или в полном объеме) и подгрупповых занятий);
  • Наглядная агитация: оформление информационных уголков для родителей; организация выставок;
  • Привлечение родителей к активному участию в профилактике речевых нарушений у детей, предоставление дидактических материалов для совместных занятий с детьми дома;
  • Использование эффективных форм взаимодействия с семьей (сайт ДОУ, презентация методов коррекции речевых нарушений с использованием интерактивной доски).

7. Вывод:

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах работы, их комплексность — залог успеха в коррекционно-образовательной деятельности.

Данная «Модель взаимодействия педагогов в психолого-педагогическом сопровождении развития ребенка с ОВЗ» наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком с ОВЗ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год