Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Волшебный мир сказов П.П. Бажова»
Учим Чтению
Автор: Пронина Лилия Викторовна   
10.08.2024 04:55

Проект «Волшебный мир сказов П.П. Бажова»Проект «Волшебный мир сказов П.П. Бажова»

Актуальность реализации проекта

Воспитание патриотических чувств — задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.

Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал — «редчайшее место и по мастерам, и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно мы очень любим свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А сам Бажов — по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».

Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Полозом, Огневушкой-поскакушкой... Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость.

 

скачать конспект

Мы решили непременно изучить особенности языка сказов Павла Петровича, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала. Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

  1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.
  2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.
  3. Возникает информационное голодание в области историко-культурного наследия, традиций родного края.

Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П.Бажова.

Задачи:

  • формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры России;
  • познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
  • создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»
  • развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Сроки реализации проекта: октябрь- январь.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат:

  • обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о природе и жизни людей на Урале
  • дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми, знают элементарные правила безопасного поведения, задают вопросы, способны самостоятельно действовать (в игре, повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Выучили новые подвижные игры, знают стихи, песни, хороводы. Имеют представление о творчестве П.П. Бажова; высказывают свое мнение, пересказывают эпизоды произведений
  • родители активные участники реализации проекта, вместе с детьми читают сказы П.П. Бажова, учат стихи, участвуют в выставках.

Реализация проекта

1 Этап. Подготовительный.

  • Познакомить с темой проекта детей и родителей
  • Сбор материала о П.П. Бажове
  • Знакомство с биографией П.П. Бажова (просмотр презентации)
  • Оформить выставку книг по творчеству писателя П.П. Бажова
  • Чтение произведений П.П. Бажова
  • Рассматривание иллюстраций в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).

2 Этап. Основной.

Познавательно – исследовательская деятельность:

  • Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».
  • Беседа «Что мы знаем о П.Бажове».

Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

  • Презентация «Богатство Урала».

Коммуникативная деятельность:

  • Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.
  • Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.
  • Рассказывание стихотворений о родном крае.

Продуктивная деятельность:

  • «Ящерица». Нетрадиционные техники рисования (иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»)
  • Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации (коллективная работа).
  • Лепка: «Украшения из малахитовой шкатулки»

«Малахитовые бусы»,

«Сережки из яшмы»,

«Родонитовые броши»,

«Каменный цветок»,

3 Этап. Заключительный.

  • Открытое мероприятие «Бажовских сказов дивные места…»
  • Выставка детского творчества по сказам Бажова
  • Создание альбома «Мудрые сказы П.П. Бажова» (детские рисунки по сказам)
  • Создание макета по сказу «Серебряное копытце»

Вывод.

В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Выполнили:

  • Попова И.В.
  • Пронина Л.В.

Симферополь, 2024

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год