Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Как учить стихи с ребенком?
Учим Чтению
Автор: Ельчанинова Инна Витальевна   
03.04.2023 15:01

Как учить стихи с ребенком?Как учить стихи с ребенком?

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце переполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». (В. Г. Белинский)

Как по-разному люди читают стихи: один – монотонно, вяло, другой – выделяя особенности стихотворного размера, третий – громко, эмоционально и неинтересно. Но мы с удовольствием слушаем того, кто читает стихи так, как разговаривает в жизни, с выражением, четкой речью, переживая эмоции. Можно ли научить этому ребенка? И как вообще учить стихи с детьми дошкольного возраста? Научить можно и нужно. Ведь читая и заучивая стихи с детьми, мы решаем сразу несколько важных задач:

 

  • укрепляем память
  • вырабатываем четкую дикцию
  • расширяем кругозор
  • развиваем творческие способности ребенка
  • воспитываем нравственные качества (любовь к близким, заботу о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.д.).

Решая эти задачи, мы постепенно готовим ребенка к успешному обучению в школе. Успешной учебе способствует память. Все мы прекрасно помним из своего школьного опыта, что детям, которые хорошо и быстро запоминали материал, учиться было гораздо легче. Безусловно, хорошая память – не единственное условие успешной учебы, но без нее учиться намного труднее. К счастью, память можно развивать и улучшать. А когда надо начинать развивать память? Память развивается с детства, чем раньше, тем лучше. И один из способов развития памяти – это заучивание стихов.

Детская память очень восприимчива, все, что мы заучили в детстве, мы помним до глубокой старости. Когда малыш учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется его словарный запас, кругозор.

Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот отрезок времени начинает особенно быстро развиваться детская память.

Прежде, чем начать заучивание с ребенком, прочтите стихотворение сами, с выражением. Ещё лучше, если вы будете знать стихотворение наизусть. Затем следует найти в тексте незнакомые или непонятные ребенку слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. Расскажите ребенку о том, кто написал это стихотворение, чему оно посвящено.

Эти приемы приучают малыша к культуре заучивания и облегчают восприятие поэзии. Можно рассмотреть иллюстрации к стихотворению. И вот уже у ребенка формируется образ произведения.

Мы знаем, что каждый человек запоминает стихи по-разному: один – на слух, другому нужно ходить по комнате в ритм стихотворения, а третьим – нужна полная неподвижность. Эти же особенности присущи и детям. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминаются стихи.

Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мяч ребенку. Он повторяет и бросает мяч вам обратно и т.д. Когда ребенок немного запомнит стихотворение, можно проговаривать строчки поочередно: вы – первую, малыш – вторую и т.д. Или вы читаете стихотворение, а малыш договаривает концы строк. На первых порах можно ненавязчиво подсказывать или проговаривать текст вместе. Чтобы сохранить интерес у детей младшего дошкольного возраста можно рассказать стихотворение для игрушек (кукле, мишке) или бабушке, дедушке, на домашних праздниках.

Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Хороший метод заучивания стихотворения – мнемотаблица.

Его суть заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, т.е. всё стихотворение зарисовывается схематически. Ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время заучивания.

Выученное стихотворение используйте в подходящих ситуациях, например, наблюдая за животными или природой, или любуясь игрушкой.

Следуя этим несложным рекомендациям и приемам, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать четкую выразительную речь, развить память, что обязательно пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год