Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Великая русская сказительница — Марья Дмитриевна Кривополенова»
Учим Чтению
Автор: Зукаева Татьяна Николаевна   
21.03.2023 09:58

Проект «Великая русская сказительница — Марья Дмитриевна Кривополенова»Проект «Великая русская сказительница — Марья Дмитриевна Кривополенова»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 месяца).

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Актуальность: Родина…… Она у каждого своя. Для кого-то это целая страна, для кого-то это милый сердцу уголок — его родной край. И сколько бы ни жил человек на земле, Родина для него одна. Воспитание патриотических чувств — задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю. Пинежский край Архангельской области богат своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Знакомство с творчеством пинежских писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае. Поэтому считаем необходимым рассказывать детям об их корнях, прививать им духовно-нравственные ориентиры, научить ценить и испытывать чувство гордости за людей, которые прославили наш край.

 

Одним из таких людей является Марья Дмитриевна Кривополенова, пинежская сказительница, песенница, сказочница. О М. Д. Кривополеновой писали Б. В. Шергин, И. Я. Бражнин, В. В. Личутин, К. П. Гемп, известные ученые-фольклористы, такие как О. Э. Озаровская, А. Д. Григорьев, В.Карнаухова, С.Г. Симина, Н.В. Дранникова. Сказительница стала главной героиней двух повестей – О. И. Ларина «Махоня» и А. П. Рогова «Махонька». Имя Махоньки и среди героев неоконченного романа Ф. А. Абрамова «Чистая книга». М. Д. Кривополенову по праву считают одной из самых ярких сказительниц Русского Севера. В её репертуаре были былины, скоморошины, исторические и лирические песни, духовные стихи. Исполнение сказительницы отличалось музыкальностью, глубокой эмоциональностью.

На сегодняшний день проблема заключается в том, что дети совсем не знают творчества М.Д. Кривополеновой. Причиной низкого уровня знаний детей является то, что детском саду не предусмотрено изучение творчества сказительницы М.Д. Кривополеновой, это с одной стороны, а с другой стороны педагоги считают, что дошкольников рано знакомить её с произведениями. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов не только не знают творчества пинежской сказительницы, но и плохо знают традиции, обычаи, историю своего края, не проникнуты чувством и пониманием значимости изучения культурного наследия Пинежского края.

А также современные родители не владеют достаточной информацией о жизни и творчестве пинежской сказительницы М.Д. Кривополеновой и в большинстве своем не считают необходимым знакомить детей в дошкольном возрасте с творчеством пинежских писателей.

Цель: ознакомление дошкольников с литературным наследием пинежской сказительницы Марьи Дмитриевны Кривополеновой.

Задачи: для детей:

Обучающие:

  • познакомить с жизнью и творчеством пинежской сказительницы М.Д. Кривополеновой, прививать любовь к её творческому наследию;
  • формировать у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений;
  • совершенствовать навыки слушателя: улучшать слуховую память, сохранять внимание при слушании литературных произведений;
  • пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;

Развивающие:

  • развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к произведениям М.Д. Кривополеновой;
  • развивать познавательные и умственные, творческие способности детей;
  • развивать речевую активность, навыки коммуникативного общения.
  • развивать речь как средство общения; учить строить высказывания.

Воспитательные:

  • воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык произведений М.Д. Кривополеновой;
  • воспитывать нравственные основы личности дошкольника, через восприятие произведений М.Д. Кривополеновой.
  • воспитывать у детей патриотические и гражданские чувства; интерес к культуре родного края; уважение к людям, прославившим наш край.

Для педагогов:

  • создать условия для поддержания интереса детей к творчеству М.Д. Кривополеновой;
  • организовать совместную деятельность детей, родителей и педагогов;
  • мотивировать родителей на развитие семейного чтения.

Для родителей:

  • создавать благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта приобретенного в детском саду;
  • расширять представления родителей о детской литературе;
  • популяризация семейного чтения.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • получают представление о жизни и творчестве сказительницы, о её роли в развитии северного фольклора, а также о жанре, языке произведений и их значении для русского Севера.

Для педагогов:

  • реализация проекта в разных видах детской деятельности;
  • популяризация произведений М.Д. Кривополеновой, активизация чтения её произведений с детьми.

Для родителей:

  • активное участие в реализации проекта;
  • продвижение семейного чтения, усиление роли и места книги в семье;
  • привлечение к совместной работе в проекте с детьми.

Критерии эффективности

  • заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта;
  • 100% выполнение запланированных мероприятий по реализации проекта.
  • положительная динамика данных мониторинга с детьми по реализации образовательной области «Речевое развитие. Чтение художественной литературы».

Основные этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

Цель: повышение теоретической профессиональной компетенции педагогов по вопросам организации проектной деятельности.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор дидактического материала.

Составление плана основного этапа проекта. Определение заданий для детей и родителей.

Анкетирование родителей.

Итоговый продукт: Переход в творческий этап.

2. Практический этап

Цель: Реализация мероприятий проекта в соответствии с тематическим планированием.

3. Заключительный этап

Цель: Подведение итогов проектной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамов, Ф. А. Чистая книга: незаконченный роман / Ф. А. Абрамов; публ. Л. В. Крутиковой-Абрамовой. // Нева. – 1998. – № 11. – С. 22–109.
  2. Иванова Т.Г. Новые материалы к биографии М.Д. Кривополеновой (к 65-летию со дня смерти сказительницы) /Т. Г. Иванова. этнография – 1989. №1. — с.84-89.
  3. Литературный Север: Книга для учащихся 5-8 классов/ сост. Л.С. Скепнер. – Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1995.
  4. Методические рекомендации к программам по литературе (региональный компонент). – Архангельск: Изд-во «Родина Ломоносова», 1994.
  5. Озаровская, О. Э. Пятиречье / О. Э. Озаровская; сост. Л. В. Фѐдорова. – Архангельск: Сев. -Зап. кн. изд-во, 1989. – 336 с.
  6. Патракеева Т.Д. Сказители Пинежья: М.Д. Кривополенова, А.И. Гладкобородова, А.Е. Суховерхова: бибиогр. указ: — Архангельск. Сев. -Зап. Издательство. 1983. — с.138-140.
  7. Пинежские сказители: [сборник/ сост.: Л.А. Житов, Н.Л. Ряхина]. – Архангельск: Правда Севера, 2008
  8. Пономарѐв Б. Литературный Архангельск. – Архангельск: Сев. — Зап. кн. изд-во, 1982. – 191 с. 5. Скепнер, Л. С. Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников: монография. – Архангельск: Помор. гос. университет, 2002. – 239 с.
  9. Рогов А.П. Махонька: Повесть/Рис. В.Бритвина. -М.: Дет. лит., 1987
  10. Хомчук, Н. И. Экспедиции Озаровской / Н. И. Хомчук // Прометей: ист. -биогр. альбом. Т. 13. / сост. В. И. Калугин. – М., 1983.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год