Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Разновозрастная литературная гостиная
Учим Чтению
Автор: Ю.И. Иноземцева И.А. Малько   
13.08.2022 18:21

Разновозрастная литературная гостинаяРазновозрастная литературная гостиная

  • Ю.И. Иноземцева
  • И.А. Малько

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 186 «Вазовец», г.о. Тольятти

ФГОС дошкольного образования включает образовательные ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики. В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство», «Вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий». Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании.

 

Культурные практики — обычные (привычные) для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности, тесно связанные с особенностями его совместного бытия с другими людьми.

Содержание ОПП заключается в описании новых средств, методов, технологий с помощью которых взрослый может обеспечить нравственное и коммуникативное развитие ребенка в различных культурных практиках: игре, художественно-эстетической деятельности, исследовании, коммуникации, чтении, изучении основ математики, грамоты и др. Посредством данных культурных практик дошкольники стихийно осваивают и приобретают собственный опыт общения и группового взаимодействия со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Культурные практики — это также стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это — приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т.п. Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение.

В нашем детском саду организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.

Мы хотим остановиться на разновозрастной литературной гостиной — форме организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающей организацию восприятия литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном материале. Все многообразные дошкольные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития, и слишком мало попыток применения их в разновозрастных группах. При разновозрастном взаимодействии дети усваивают новые социальные нормы, новый опыт поведения, обусловленный необходимостью взаимопомощи, опеке и специфической коммуникации. Современное дошкольное образование несет в себе важнейшие культурно — сберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное развитие личности.

Однако на фоне современных компьютерных технологий и интернета книги перестают быть потребностью современного ребенка, а ведь во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Особенность литературной гостиной заключается в том, что она может объединить детей разных возрастных групп (средней, старшей и подготовительной) и разного уровня подготовки, сориентировать на интересы и потребности детей в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. В ней могут участвовать педагоги и родители, выпускники ДОУ – все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения.

Поэтому в нашем педагогическом коллективе и возникла идея и необходимость создания разновозрастной литературной гостиной, работа которой направлена на приобщение детей к чтению и воспроизведению художественной литературы. Разновозрастная литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности, ориентирована на стимулирование творческой активности воспитанников, их развитие в различных видах литературной деятельности, раскрытие индивидуальных творческих способностей, склонностей и интересов каждого ребёнка. Она даёт детям возможность отразить полученные знания в эмоциональной форме. Даже застенчивые, неуверенные в себе дети, став участниками гостиной, становятся более активными, общительными и дружелюбными; укрепляются связи с родителями, учреждениями и организациями культуры в решении задач воспитания, образования и творческого развития современного дошкольника.

В нашем детском саду в разновозрастной литературной гостиной проводятся мероприятия различных форм, тематического и общего характера (творческие конкурсы, литературно-музыкальные вечера, творческие встречи, встреча с интересным человеком — библиотекарем, презентация групповой библиотеки, авторские поэтические вечера, книжные выставки, просмотры, час культуры, конкурсы чтецов, вечер вопросов и ответов и др.) по плану. Например:

  • конкурсы чтецов – 1 раз в год
  • литературно-музыкальные вечера – 2 раза в год (осень, весна)
  • презентация «Открытие групповой библиотеки» – проводится в апреле в неделю «Всемирный День книги»
  • час культуры – 1 раз в год
  • познавательная встреча с интересным человеком «В гости в книжную страну» (социальный партнёр — детская библиотека №11)» – ежеквартально
  • игры — путешествия (во времени, в пространстве, по сказкам и т.д.) по плану
  • тематическая книжная выставка «Чудо, имя которому — книга» – ежеквартально и пр.

Цель работы разновозрастной литературной гостиной: способствовать у детей, родителей и педагогов положительное отношение к художественному слову.

Задачи:

  • формировать умение к пониманию поэтического, образного, яркого литературного языка;
  • формировать умение выразительно читать и рассказывать лирические и прозаические произведения, совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки;
  • развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к художественному слову;
  • создавать условия для самовыражения, самореализации каждого члена коллектива;
  • способствовать формированию положительно — эмоционального отношению к литературным произведениям с помощью различных приемов и методов;
  • сплочение коллектива для совместной творческой деятельности;
  • способствовать активизации родителей при организации работы разновозрастной литературной гостиной.

Родители наших воспитанников принимают активное участие, как в процессе организации разновозрастной литературной гостиной, так и в ходе ее проведения. Они являются непосредственными участниками и равноправными соавторами своих детей. Так совместно с родителями дети могут осуществить творческое рассказывание – пересказ, предполагающий передачу содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями, совместное чтение стихотворения того или иного автора, составление рассказа из нескольких текстов, посвящённой одной нравственной теме и др. При активном участии родителей в ходе подготовки к разновозрастным литературным гостиным мы используем видеоролики, мультимедийные презентации, театрализованные игры, творческие этюды и другие приёмы. Всё это позволяет повысить эмоциональную значимость и практическую ценность этой деятельности для ребёнка.

По результатам сравнительного анализа в ходе проведения разновозрастных литературных гостиных можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к литературным образам, выраженным в художественном произведении, умение самостоятельно охарактеризовать героя, применяя художественно образное описание, повышается интерес к разным жанрам художественной литературы.

Так же отмечается возросший интерес родителей воспитанников к художественной литературе. Совместная творческая деятельность помогает с помощью разновозрастной литературной гостиной объединить детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и взрослых, создать обстановку общей радости, хорошего настроения, а состояние счастья и полноты жизни – существенный признак единения взрослых и детей. Духовное сближение детей и родителей на основе любви к литературе.

Мы считаем, что двигаемся в нужном направлении, если дети и родители получают положительные эмоции от наших встреч.

Список литературы:

  1. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1982.
  2. В.В. Зябкина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова — Литературные гостиные и салоны в детском саду и начальной школе // Методическое пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2010.
  3. В.В. Зябкина — Нравственно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе литературно – театрализованной деятельности // Под общей редакцией И.С. Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2011.
  4. В.В. Зябкина — Роль художественной литературы в формировании нравственно – эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. — М.: АРКТИ, 2011.
  5. В.В. Зябкина — Роль семейного воспитания в формировании у детей нравственного начала // Под общей редакцией В.И. Лутовинова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  6. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. — СПб., 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год