Программа дополнительного образования развития мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия средствами пластилинографии у детей с нарушением зрения «Пластишка» |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Волкова Наталья Владимировна | |||
13.09.2023 05:12 | |||
Программа дополнительного образования развития мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия средствами пластилинографии у детей с нарушением зрения «Пластишка» срок реализации – 1 учебный год, возраст воспитанников 3 — 5 лет Составитель: Волкова Н.В. воспитатель высшей квалификационной категории 2023 год Содержание
Название программы «Пластишка»
Направленность программы Художественная Основные характеристики дополнительной общеобразовательной программы Программа дополнительного образования «Пластишка» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Год разработки 2023 год Где, когда и кем утверждена программа Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 47» Протокол № __ «___» ___________ 2023 г. Цель программы Развитие и коррекция у детей с патологией зрения зрительного и тактильного восприятия, тонких движений пальцев, их координации и всей руки в целом. Задачи
Ожидаемые результаты освоения программы • умеет раскатывать комок солёного теста прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка солёного теста маленькие комочки, сплющивает их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
Срок реализации программы 1 год Количество часов в неделю /год 1 раз в неделю (20-30 минут) /36 часов в год Возраст обучающихся 3-5 лет Форма занятий Группы по 5-9 детей Методическое обеспечение 1. Клименко Т.М. «Пластилинография – детский дизайн» / Клименко Т.М. [Электронный ресурс] // Мультиурок: [сайт]. — URL: https: //multiurok. ru/files/rabochaia-programma-plastilinoghrafiia-dietskii-di. html (дата обращения: 10. 08. 2023). 2. Никишина И.А. Значение лепки в развитии личности дошкольника / Никишина И.А. [Электронный ресурс] // Центр детского творчества: [сайт]. — URL: http: //cdtschekino. ru/Doki1/Opit_Raboty/lepka. pdf (дата обращения: 2.08. 2023). 3. Семендяева Л.Ф. Развитие творческих способностей детей с помощью пластилинографии / Семендяева Л.Ф. [Электронный ресурс] // Личный сайт воспитателя Семендяева Л.Ф.: [сайт]. — URL: https: //lyubov-semendyaeva-ds19-uu. educhel. ru/articles/post/3094051 (дата обращения: 22. 07. 2023) 4. Смолякова И. Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников Подробнее: https: //www. labirint. ru/books/939717/ [Текст] / Смолякова И. Н. — 8-е изд.. — Москва: Содействие, 2021 — 120 c. 5. Ткаченко, Т. Б. Лепим из пластилина [Текст] / Т. Б. Ткаченко —. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 — 223 c. 6. Учайкина М. В. Программа по реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» дополнительного образования в форме кружковой деятельности «Пластилиновое чудо» / Учайкина М. В. [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть: [сайт]. — URL: https: //nsportal. ru/sites/default/files/2017/11/19/avtorskaya_programma. doc. (дата обращения: 2.08. 2023). Условия реализации программы Учебные помещения: оборудованный кабинет Технические средства: ноутбук, музыкальный центр. Оборудование для проведения занятий:
Методические материалы Папки с картинками, иллюстрациями по теме, книги по теме, компьютерная презентация, альбомы, готовые образцы. 2. Пояснительная записка Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности. Особенно актуальным это является для детей с нарушением зрения. Наш ДОУ посещают дети с 2 лет, имеющие ограниченные возможности здоровья (основной дефект-нарушение зрения). Специфика имеющейся патологии накладывает отпечаток на общее развитие ребёнка. Дети с нарушением зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение. Таким образом, идёт нарушение зрительного восприятия. Многие дети с нарушением зрения также имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Из-за недостатков зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей. В связи с этим возникает необходимость в работе по развитию и коррекции мелкой моторики, продуктивной деятельности, зрительного и тактильного восприятия с детьми, имеющими нарушения зрения. Изучив опыт коллег, литературные источники, пообщавшись с врачом офтальмологом Мышовой Е.А. и врачом педиатром-перинатологом, доктором медицинских наук, профессором Кривоноговой Т.С. которые сопровождают наших детей, мы пришли к выводу о том, что самыми актуальными для детей с патологией зрения является продуктивная деятельность основе техник «тестопластика» и «пластилинография». В коррекционной работе с детьми 3-5 лет с нарушением зрения используем технику «пластилинография». Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, что позволяет приблизить изображение к реальному образу. Детям 3-5 лет в силу их возраста сложно сразу освоить эту технику и приступить к созданию лепной картины. Поэтому в данной работе используем принцип последовательности. Занятия начинаются с сентября месяца, и посвящены они одной теме «Золотая осень». На первых занятиях в течение месяца дети вспоминают, с какими свойствами пластилина они знакомы, закрепляют навыки предметной лепки, и только спустя месяц начинают знакомиться с техникой «пластилинография». Опыт показывает, что данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной. Занятия пластилинографией способствуют развитию и коррекции речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей; восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации; умения планировать свою работу и доводить ее до конца; интеграции различных образовательных областей. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи ит. д.). Интеграция образовательных областей Интегрированное построение продуктивной деятельности дает ребенку возможность:
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на занятии; проявляются разнообразные интересы; расширяются знания об окружающем мире. Главное значение занятий по пластилинографии состоит в следующем:
Таким образом, вышесказанное даёт возможность сформулировать основную цель нашей деятельности в рамкахданной программы. Цель деятельности: развитие и коррекция у детей с патологией зрения зрительного и тактильного восприятия, тонких движений пальцев, их координации и всей руки в целом. Задачи деятельности (в коррекционной работе с детьми 3-5 лет с нарушением зрения):
Результаты освоения программы (планируемые результаты):
К концу освоения программы ребенок умеет:
|