Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Оригами в развитии зрительно-моторной координации дошкольников с амблиопией и косоглазием.
Нарушение зрения у детей
Автор: Журавлева Татьяна Македоновна   
08.02.2020 13:07

Оригами в развитии зрительно-моторной координации дошкольников с амблиопией и косоглазием.Оригами в развитии зрительно-моторной координации дошкольников с амблиопией и косоглазием.

Журавлёва Т.М. Учитель-дефектолог (тифлопедагог). Высшая квалификационная категория.

Здесь приводятся сведения о применении оригами в коррекционной деятельности с целью активизации зрительно-моторной координации.

Задания, связанные с развитием ручной умелости средствами оригами способствуют созреванию связей в нейронных структурах, связей между сенсорно-перцептивным процессом и другими психическими функциями, что приводит к более быстрому формированию ЗМК.

Опыт и положительные стороны применения оригами в коррекционной деятельности подробно описаны в работах Г.А. Соколовой, Е.Л. Кабачинской, в материалах первой международной конференции "Оригами в педагогике и арт-терапии".

 

Скачать конспект

Благодаря творческой основе занятий, оригами легко совместить с лексическими темами рабочей программы.

Содержание деятельности по развитию ЗМК через ручную умелость средством оригами усложняется соответственно программным требованиям коррекционной работы с детьми имеющими амблиопию и косоглазие.

На первых занятих дети учатся:

  • определять нижний и верхний углы квадрата, совмещать нижний угол квадрата с верхним уголком, выполнять линию сгиба;
  • совмещать нижний угол квадрата с верхним углом;
  • выполнять линию сгиба.

Все действия выполняются приемом «рука в руке»:

  • поверни квадратный лист бумаги уголком вниз;
  • переверни квадратный лист бумаги цветной стороной;
  • совмести нижний угол с верхним углом;
  • выполни линию сгиба.

Дети учатся выполнять простейшие операции самостоятельно.

Выбор моделей способствует уточнению зрительных образов по текущей лексической теме.

В ходе занятия активизируется сенсорное восприятие (например, модель книжка).

См. также:

  • мороженое – Коррекционные задачи: развивать восприятие формы; узнавать и называть треугольники разных величин;
  • лебедь — Коррекционные задачи: формировать предметные представления, названия и части предмета;
  • птица — Коррекционные задачи: формировать предметные представления, формировать аналитическую мыслительную деятельность.

Дети младшего возраста могут выполнять модели:

Конфета

Коррекционные задачи: формировать эталон условного знака, принятого в оригами «линия сгиба»; развивать восприятие основного цвета, развивать моторику:

Книжка

Коррекционные задачи: Учить сгибать лист по «опорной линии, принятого в оригами «линия сгиба»; развивать способность локализовывать и узнавать заданный цвет, развивать восприятие формы:

Ёлка

Коррекционные задачи: Учить совмещать углы; развивать восприятие величины, познакомить детей с постоянным признаком цвета:

Дети старшего возраста учатся анализировать схему выполнения модели:

Кузнечик Коррекционные задачи: Учить выполнять операции согласно схеме модели; развивать предметных представлений, развивать алгоритм рассматривания.

  • **

На занятиях по развитию ЗМК через ручную умелость средством «Оригами» реализуются следующие задачи:

1. Обогащение чувственного опыта.

- Обогащать двигательно-мышечный опыт, лежащий в основе выполнения различных внешних действий.

- Развивать и совершенствовать глазомер.

- Развивать мелкую моторику.

- Способствовать различению геометрических фигур, представленных в различных пространственных отношениях.

- Развивать глазодвигательные функции.

2. Формирование представлений.

- Активизировать восприятие сенсорных эталонов.

- Уточнять зрительные образы предметных представлений.

3. Формирование умений и навыков.

- Формировать умение выделять заданный объект.

- Формировать ориентировку на листе.

4. Развитие психических функций.

- Формировать мышление (анализ, синтез)

- Развивать чувство ритма.

5. Развитие компонентов личности.

- Развивать самоконтроль.

6. Развитие речи.

- Уточнять и расширять словарь за счёт используемой терминологии в технике оригами.

Деятельность проходит в игровой форме и состоит из 3 частей: теоретической, практической и игровой.

Рекоммендации по организации занятий:

В группу дети подбираются с учётом развития зрительного восприятия, индивидуальным подбором цвета, формы, величины пособий, с учётом требований специалистов, сопровождающих развитие детей. С детьми, имеющими низкий уровень зрительного восприятия и тяжёлое нарушение зрения, желательны индивидуальные занятия. Необходимый для деятельности материал: бумага, готовые квадратные заготовки, ножницы, кисточки, клей, цветные карандаши. Содержание деятельности усложняется соответственно Программным требованиям коррекционной работы. Для приобретения навыков складывания бумаги с первого занятия использовать бумагу, окрашенную с одной стороны. Деятельность проходит в игровой форме и состоит и 3 частей: теоретической, практической и игровой. Приёмы складывания демонстрируются с помощью большого квадрата бумаги, показ не зеркальный. Комментарии должны быть максимально точные и подробные, что особенно важно для ребят с нарушением зрения. Знакомство детей 3-4 лет с оригами можно начать с рассматривания изделий оригами.

С первого дня введения оригами в коррекционную работу необходимо ознакомить родителей с новым видом деятельности детей. Консультировать родителей о значении развития ЗМК в восстановлении зрительных функций детей. Ознакомить с литературой по оригами. Индивидуальные консультации по развитию ЗМК, проводить в присутствии ребёнка. Показать приёмы складывния бумаги, простейшие схемы. Родителям необходимо знать, что сенсорно-перцептивная деятельность способствует развитию зрительного восприятия. В ребёнке надо поддерживать интерес и вселять уверенность в свои силы: «У тебя обязательно получится», «ты молодец», «если не получается, я тебе помогу». Далее можно показать, как из листа бумаги получается игрушечный предмет. Затем можно переходить непосредственно к коррекционной деятельности с использованием техники оригами. Первые работы можно посвятить знакомству с бумагой, развитию восприятия формы (квадрат и треугольник).

В течение учебного года желательно проводить мониторинг развития ЗМК через развитие ручной умелости:

Таблица мониторинга развития ЗМК

Фамилия / имя Развитие ориентировочно-поисковой функции Развитие зрительного внимания Развитие моторики Анализ схемы моделирования Развитие регулирующей и контролирующей функции Баллы

Высокий уровень развития соответствует 24-21 баллам

Средний 20-16 баллам

Низкий 15-12 баллам

Нижайший 11 баллам

Как одна из методик в составе коррекционно-образовательной деятельности, оригами вызывает живой интерес детей, доставляет радость.

Список литературы:

А. Щеглова. Оригами, красивые вещи своими руками. Москва «Рипол классик», 2001

3. А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги. Москва «Просвещение», 1992

Т.Б. Сержантова. 365 моделей оригами. Москва, «Айрис пресс», 1998

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (352) выйдет
5 октября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год