Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Консультация для родителей детей старших групп с нарушением зрения. Тема: «Умственные и речевые предпосылки успешного овладения математическими представлениями детей с нарушением зрения».
Нарушение зрения у детей
Автор: Рикунова Лариса Петровна   
24.12.2017 02:35

Консультация для родителей детей старших групп с нарушением зрения. Тема: «Умственные и речевые предпосылки успешного овладения математическими представлениями детей с нарушением зрения».Консультация для родителей детей старших групп с нарушением зрения. Тема: «Умственные и речевые предпосылки успешного овладения математическими представлениями детей с нарушением зрения».

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1034 имени Героя Советского Союза В.В. Маркина» (ГБОУ Школа 1034) Здание по адресу г. Москва, ул. Братеевская, д.10, к.2.

Составила: Учитель – дефектолог Рикунова Л.П

Умственные и речевые предпосылки успешного овладения счетными операциями и математическими представлениями для детей с нарушением зрения.

Формирование математических понятий во многом зависит от того, на какой ступени чувственного познания находится ребёнок. Чем более точными и разнообразными являются представления детей о временных, пространственных и количественных отношениях реальных предметов, тем легче у них будет осуществляться переход от представлений к математическим понятиям.

 

Успешное овладение математическими понятиями во многом зависит от уровня сенсорного развития детей, от умения выделять свойства предметов, сопоставлять и систематизировать их на основе выделенных свойств (Н. А. Метлина, Г.Б. Поляк).

Особенно это важно для детей с нарушением зрения, у которых возникают известные трудности в процессе познания.

Важнейшими предпосылками изучения математики в начальной школе является сформированность элементарных представлений о цвете, величине, форме, об основных пространственных, временных и количественных отношениях величин, умение сопоставлять, находить сходство и различие на основе этих признаков и отношений. Опираясь на представления о величине, цвете, форме и количестве, дети должны уметь систематизировать, сравнивать и упорядочивать предметы.

Овладение числом и счётом во многом зависит от уровня усвоения детьми пространственных отношений: умения различать направления вверх, вниз, направо, налево, определять расположение предметов по отношению друг к другу, оценивать величину предметов, умения различать форму.

Зрительное восприятие и ориентировка в пространстве обеспечивает усвоение графических изображений букв и цифр, овладение буквенной и цифровой символикой в процессе письма.

С ориентировкой в пространстве тесно связаны понятия измерения (большой – маленький, высокий – низкий, равный – неравный и др.) Это обеспечивает точные движения, ориентировку на листе тетради, на странице в книге, пользование геометрическими приборами. Важность этой функции намечается также в решении арифметических задач. При решении задач на этапе начального обучения используются различные графические схемы, таблицы. Нарушения развития пространственного восприятия несомненно затрудняют выполнение математических заданий.

Формирование математических понятий, умений и навыков, а также решение задач происходит на основе предметно – практических действий. На уроках математики применяются схемы, фигуры, рисунки, которые составляются самим ребёнком. Это требует высокого развития мелкой моторики рук. Затруднения, связанные с практическими действиями, отвлекают ребёнка от основной цели деятельности и снижают мотивацию к обучению.

Экспериментально доказано, что нарушения четкости движений рук, точности восприятия, а также низкий уровень зрительно – двигательной координации оказывает существенное отрицательное влияние на процесс овладения математикой.

В качестве важнейшего фактора успешного овладения математическими понятиями является достаточный уровень сформированности логических операций, таких как операция классификации, сериации. Умение классифицировать узнавание и запоминание облегчает работу памяти и активизирует мышление.

В процессе классификации выделяется какой- то общий признак в ряду предметов, и на основании этого признака предметы объединяются в класс или группу.

В 5-6 лет ребёнок уже классифицирует предметы по форме, цвету, величине и др. свойствам предметов.

Процесс сериации – это установление последовательных взаимосвязей. Сериация основывается на выявлении и упорядочении различий (длинный – длиннее – самый длинный). При этом усваивается относительность признака того или иного предмета, находящегося между предыдущим и последующим элементами ряда.

Первоначально ребёнок усваивает взаимоотношения между двумя объектами, обращает внимание лишь на крайние элементы ряда (самый длинный – самый короткий). Постепенно он начинает усваивать отношения между тремя объектами (большой – средний – маленький). К 5 годам ребёнок уже может самостоятельно составить последовательный ряд из 7-10 элементов. И лишь позднее процесс сериации становится возможным на языковом уровне. Так, например, ребёнок этого возраста может уже правильно ответить на вопросы следующей задачи: «Петя выше Коли, а Коля выше Андрея. Кто самый высокий? Кто самый низкий?».

Двойственность отношений двух чисел (6 больше 5, 5 меньше 6) формируется лишь на основе овладения сериацией на материале ряда предметов и становится доступной ребёнку гораздо позднее.

Одной из важнейших предпосылок успешного овладения математическими знаниями является сформированность понятия о сохранении, представления о постоянстве признака количества независимо от изменяющихся условий восприятия. Так 3-х летний ребёнок считает, что пальцев больше, когда они растопырены, и меньше, когда они соединены. Или воспринимает одно и то же количество больших и маленьких предметов как различное (больших предметов больше, а маленьких – меньше).

Постепенно у ребёнка перестраивается восприятие количества. Оно начинает основываться уже на выделении количества как признака данной группы, независимо от других свойств. Так, в восприятии ребёнком 4 карандаша остаются четырьмя карандашами независимо от того, лежат они кучкой или находятся на расстоянии друг от друга.

Усвоение сохранения количества является необходимым условием формирования понятия числа.

Операции классификации, сериации, представления о сохранении количества помогают ребёнку перейти от наглядно – действенного и наглядно – образного мышления к понятийному, абстрактному мышлению.

В познавательной деятельности ведущая роль принадлежит речи. Математические действия –это специфическая познавательная деятельность. Выполняя практические действия, школьник должен ориентироваться не только в его предметном содержании, но и в словесном выражении этого содержания. По мере развития мышления расширяется и уточняется речь ребёнка. Для успешного усвоения счетных операций, необходимо овладеть определённым речевым уровнем, набором слов и терминов, прежде чем овладеть счётом.

Таким образом, овладение счётом и счётными операциями представляет собой сложный психологический процесс. Необходимым условием успешного овладения математикой является сформированность многих психологических функций и процессов. Следует отметить, что одна из важнейших предпосылок овладения счетными операциями – речь.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год