Использование массажных «ОРТО» ковриков при коррекции речевых нарушений у детей» «Маленькие ножки на дорожке-здоровья» |
Здоровье | |||
Автор: Алещенкова Наталья Владимировна Кабанова Людмила Ивановна Музалёва Елена Сергеевна | |||
23.02.2025 09:00 | |||
подготовили: воспитатели: Алещенкова Н.В., Кабанова Л.И. тьютор: Музалева Е.С. МКДОУ «Детский сад №1» Одна из (главнейших) задач логопедической работы – это создание коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его. Поэтому здоровьесберегающие технологии являются необходимым компонентом комплексной работы с детьми с речевыми нарушениями. Эти методы работы являются эффективными средствами коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать логопедические занятия интереснее и разнообразнее.
Кто-то помнит времена, когда на занятиях использовались различные коврики, созданные своими руками, наполненные различными крупами и имеющими всевозможную структурную поверхность (камешки, пуговицы, губки). Но, к сожалению, такое оборудование не отвечало нормам СанПиН (т. к. были трудности в их обработке после использования), не имело сертификации. Но все изменилось, когда появились крупнейшие производители ортопедических ковриков. Их коврики запатентованы и имеют сертификаты соответствия. Изготавливаются в виде модулей – пазлов размером 25х25 см, которые скрепляются между собой, не скользят и не разъезжаются. Резиновые коврики гигиеничны, легко моются, выдерживают многократную обработку. На наших занятиях можно использовать множество тематических ковриков (Морское дно, Сафари, Ягоды, Космос, Сладости, Животный мир и др.). В условиях, когда в минимальные сроки необходимо решить максимальное количество задач, перед специалистом возникает необходимость использования новых методов и приёмов с целью оптимизации своей коррекционной работы. Массажные ортопедические коврики являются универсальным оборудованием, помогающим сформировать у детей сенсорные эталоны, обогатить словарный запас, понимание обращенной речи, инструкции, развить общую, мелкую, артикуляционную моторику, развить навык слухового восприятия, а так же коврики создают положительный настрой на предстоящее занятие. А яркое, красочное оформление современных моделей сделает занятие настоящей увлекательной игрой. Рассмотрим варианты использования ортопедических ковриков. Предлагаем познакомиться с некоторыми видами игр и упражнений. Упражнение 1. Начинаем с того, что дети идут по коврикам и выполняют самомассаж кистей рук шариками Су-Джок, массажными мячами разной жесткости. Упражнение 2. Усложняя упражнение добавляем — проговаривание стихотворений во время ходьбы. Упражнение 3. «Прошагай слово». Мы называем слово, ребенок делает столько шагов, сколько слогов в слове. Сначала можно поделить слово на слоги, стоя на коврике, отхлопать, или оттопать, затем уже шагать. Усложняя игру, даём ребенку возможность самому придумать слово и прошагать его по слогам. Упражнение 4. Снова усложняем игру. Теперь не называем слово, а показываем картинку. Ребенок видит ее, сам называет слово, отхлопывает количество слогов и шагает по коврикам. Упражнение 5. Рядом с ковриками раскладываем карточки с буквами. Предварительно выбираем ведущего, дети ходят по коврикам, ведущий делает хлопок, все останавливаются и по очереди читают соответствующие слоги на карточках. Упражнение 6. Усложняя эту игру, предлагаем детям найти себе пару и соединяя слоги, читаем слова. Упражнение 7. Рядом с каждым ковриком кладём карточку, например, с домашним животным (карточки могут быть любой тематики). Играет музыка, дети ходят по коврикам, музыка выключается, дети останавливаются, берут соответствующую карточку. Задаём вопрос: К кому ты пришёл в гости? Соответственно, ребёнок должен ответить, например (к медведю) (побуждаю ребёнка к полному ответу). Упражнение 8. Усложняем игру: дополнительно раскладываю карточки с цифрами. Ребенку предлагаем согласовать числительное с существительным в числе и роде. Например, 4 льва, 5 зайцев. Тем самым, мы формируем грамматический строй речи и закрепляем знания в познавательном развитии. Упражнение 9. В работе над лексикой и обогащением словарного запаса предлагаем следующее упражнение: Ребенку необходимо придумать 5 слов, относящихся к изучаемой теме, назвать их и прошагать. Сначала мы называем обобщающее понятие, например овощи. Он идет по коврикам и говорит «Я знаю 5 названий…» овощей и называет, делая шаг на каждое слово. Упражнение 10. Усложняя упражнение, предлагаем ребенку самому придумать обобщающее понятие и шагая, произнести 5 слов. Упражнение 11. Для обогащения словарного запаса. Даём ребенку фишки — смайлики и просим его идти по коврикам и называть свои положительные качества. (я добрый, сильный, смелый, красивый, и т д) при этом называя качество, он кладёт фишку рядом с ковриком. Если ребёнок затрудняется, то помогаем ему, вместе вспоминаем качества и называем их. Думаем, не лишним будет сказать о том, что у детей с ТНР нарушена коммуникация с родителями, родители редко хвалят их, им попросту неоткуда узнать о своих положительных качествах характера. В этой игре нам нравится еще и то, что она не только способствует обогащению словаря, но и появлению у ребенка добрых мыслей, а так же помогает обрести уверенность в себе. Упражнение 12. И в заключение расскажем об игре «Комплимент». Два ребенка идут по ортоковрикам навстречу друг другу, встречаются и по очереди говорят друг другу комплименты. Если затрудняются, побуждаем их вспомнить и похвалить друг друга за хороший поступок, пожелать что-то хорошее. Активное использование ортопедических ковриков на коррекционных занятиях создаёт благоприятные условия для работы с детьми и дает следующие положительные результаты:
Предложенные нами приемы и методы работы с ортопедическими ковриками являются эффективными средствами коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Упражнения выполняемые на ковриках направлены на активизацию поверхности стопы и оказывают наибольший терапевтический эффект активнее стимулируют речевые области коры головного мозга. Кроме того, логопедические занятия становятся интереснее и разнообразнее. Ортопедические коврики очень полезны для правильного формирования стопы у ребенка. Это специальное массажное изделие, материалы которого имитируют натуральный природный покров (траву, гальку, морской песок и др.). Регулярные занятия на нем укрепляют мышцы и суставы ног, улучшают кровообращение во всем организме, повышают иммунитет и стимулируют работу головного мозга. Коврики применяют как для профилактики, так и для лечения плоскостопия, косолапия и других нарушений опорно-двигательного аппарата. Использование ортопедических ковриков в коррекционной работе показал, что ортоковрики оказывают не только массажный эффект, но и способствуют более качественному формированию речевых навыков, устойчивому вниманию, снижению утомляемости и созданию позитивного эиоционального настроя детей с нарушениями речи. Список используемой литературы: Блыскина И. В. Логопедический массаж — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Изд. “ТЦ СФЕРА”, 2014.
|