Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование массажных «ОРТО» ковриков при коррекции речевых нарушений у детей» «Маленькие ножки на дорожке-здоровья»
Здоровье
Автор: Алещенкова Наталья Владимировна Кабанова Людмила Ивановна Музалёва Елена Сергеевна   
23.02.2025 09:00

Использование массажных «ОРТО» ковриков при коррекции речевых нарушений у детей» «Маленькие ножки на дорожке-здоровья»Использование массажных «ОРТО» ковриков при коррекции речевых нарушений у детей» «Маленькие ножки на дорожке-здоровья»

подготовили: воспитатели: Алещенкова Н.В., Кабанова Л.И. тьютор: Музалева Е.С. МКДОУ «Детский сад №1»

Одна из (главнейших) задач логопедической работы – это создание коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его. Поэтому здоровьесберегающие технологии являются необходимым компонентом комплексной работы с детьми с речевыми нарушениями. Эти методы работы являются эффективными средствами коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать логопедические занятия интереснее и разнообразнее.

 

Кто-то помнит времена, когда на занятиях использовались различные коврики, созданные своими руками, наполненные различными крупами и имеющими всевозможную структурную поверхность (камешки, пуговицы, губки). Но, к сожалению, такое оборудование не отвечало нормам СанПиН (т. к. были трудности в их обработке после использования), не имело сертификации. Но все изменилось, когда появились крупнейшие производители ортопедических ковриков. Их коврики запатентованы и имеют сертификаты соответствия. Изготавливаются в виде модулей – пазлов размером 25х25 см, которые скрепляются между собой, не скользят и не разъезжаются. Резиновые коврики гигиеничны, легко моются, выдерживают многократную обработку. На наших занятиях можно использовать множество тематических ковриков (Морское дно, Сафари, Ягоды, Космос, Сладости, Животный мир и др.).

В условиях, когда в минимальные сроки необходимо решить максимальное количество задач, перед специалистом возникает необходимость использования новых методов и приёмов с целью оптимизации своей коррекционной работы. Массажные ортопедические коврики являются универсальным оборудованием, помогающим сформировать у детей сенсорные эталоны, обогатить словарный запас, понимание обращенной речи, инструкции, развить общую, мелкую, артикуляционную моторику, развить навык слухового восприятия, а так же коврики создают положительный настрой на предстоящее занятие. А яркое, красочное оформление современных моделей сделает занятие настоящей увлекательной игрой.

Рассмотрим варианты использования ортопедических ковриков.

Предлагаем познакомиться с некоторыми видами игр и упражнений.

Упражнение 1.

Начинаем с того, что дети идут по коврикам и выполняют самомассаж кистей рук шариками Су-Джок, массажными мячами разной жесткости.

Упражнение 2. Усложняя упражнение добавляем — проговаривание стихотворений во время ходьбы.

Упражнение 3. «Прошагай слово». Мы называем слово, ребенок делает столько шагов, сколько слогов в слове. Сначала можно поделить слово на слоги, стоя на коврике, отхлопать, или оттопать, затем уже шагать. Усложняя игру, даём ребенку возможность самому придумать слово и прошагать его по слогам.

Упражнение 4. Снова усложняем игру. Теперь не называем слово, а показываем картинку. Ребенок видит ее, сам называет слово, отхлопывает количество слогов и шагает по коврикам.

Упражнение 5. Рядом с ковриками раскладываем карточки с буквами. Предварительно выбираем ведущего, дети ходят по коврикам, ведущий делает хлопок, все останавливаются и по очереди читают соответствующие слоги на карточках.

Упражнение 6. Усложняя эту игру, предлагаем детям найти себе пару и соединяя слоги, читаем слова.

Упражнение 7. Рядом с каждым ковриком кладём карточку, например, с домашним животным (карточки могут быть любой тематики). Играет музыка, дети ходят по коврикам, музыка выключается, дети останавливаются, берут соответствующую карточку. Задаём вопрос: К кому ты пришёл в гости? Соответственно, ребёнок должен ответить, например (к медведю) (побуждаю ребёнка к полному ответу).

Упражнение 8.

Усложняем игру: дополнительно раскладываю карточки с цифрами. Ребенку предлагаем согласовать числительное с существительным в числе и роде. Например, 4 льва, 5 зайцев. Тем самым, мы формируем грамматический строй речи и закрепляем знания в познавательном развитии.

Упражнение 9.

В работе над лексикой и обогащением словарного запаса предлагаем следующее упражнение:

Ребенку необходимо придумать 5 слов, относящихся к изучаемой теме, назвать их и прошагать. Сначала мы называем обобщающее понятие, например овощи. Он идет по коврикам и говорит «Я знаю 5 названий…» овощей и называет, делая шаг на каждое слово.

Упражнение 10. Усложняя упражнение, предлагаем ребенку самому придумать обобщающее понятие и шагая, произнести 5 слов.

Упражнение 11. Для обогащения словарного запаса.

Даём ребенку фишки — смайлики и просим его идти по коврикам и называть свои положительные качества. (я добрый, сильный, смелый, красивый, и т д) при этом называя качество, он кладёт фишку рядом с ковриком. Если ребёнок затрудняется, то помогаем ему, вместе вспоминаем качества и называем их. Думаем, не лишним будет сказать о том, что у детей с ТНР нарушена коммуникация с родителями, родители редко хвалят их, им попросту неоткуда узнать о своих положительных качествах характера.

В этой игре нам нравится еще и то, что она не только способствует обогащению словаря, но и появлению у ребенка добрых мыслей, а так же помогает обрести уверенность в себе.

Упражнение 12. И в заключение расскажем об игре «Комплимент». Два ребенка идут по ортоковрикам навстречу друг другу, встречаются и по очереди говорят друг другу комплименты. Если затрудняются, побуждаем их вспомнить и похвалить друг друга за хороший поступок, пожелать что-то хорошее.

Активное использование ортопедических ковриков на коррекционных занятиях создаёт благоприятные условия для работы с детьми и дает следующие положительные результаты:

  • Быстрее налаживается контакт ребенка с воспитателем, более легко проходит адаптационный период, исчезают напряжение и страх.
  • Коврики служат необходимым связующим элементом для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия. Дети учатся правильно говорить в различных для их деятельности речевых ситуациях, так как внимание концентрируется не только на речи, но и движениях тела.
  • Предлагаемые игры положительно влияют на развитие высших психических процессов. А так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования и сенсорные представления.
  • У детей значительно возрастает интерес к занятиям, повышается работоспособность.

Предложенные нами приемы и методы работы с ортопедическими ковриками являются эффективными средствами коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Упражнения выполняемые на ковриках направлены на активизацию поверхности стопы и оказывают наибольший терапевтический эффект активнее стимулируют речевые области коры головного мозга. Кроме того, логопедические занятия становятся интереснее и разнообразнее.

Ортопедические коврики очень полезны для правильного формирования стопы у ребенка. Это специальное массажное изделие, материалы которого имитируют натуральный природный покров (траву, гальку, морской песок и др.). Регулярные занятия на нем укрепляют мышцы и суставы ног, улучшают кровообращение во всем организме, повышают иммунитет и стимулируют работу головного мозга. Коврики применяют как для профилактики, так и для лечения плоскостопия, косолапия и других нарушений опорно-двигательного аппарата.

Использование ортопедических ковриков в коррекционной работе показал, что ортоковрики оказывают не только массажный эффект, но и способствуют более качественному формированию речевых навыков, устойчивому вниманию, снижению утомляемости и созданию позитивного эиоционального настроя детей с нарушениями речи.

Список используемой литературы:

Блыскина И. В. Логопедический массаж — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Изд. “ТЦ СФЕРА”, 2014.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год