Нейропсихологические игры и упражнения в работе с обучающимися раннего и младшего дошкольного возраста. |
Занятия с детьми | |
Автор: Данилова Е. В. Туроль О. В. Черных А. В. Жданова Н. В. Буянова И. А. Кискорова О. Е. | |
03.01.2025 10:39 | |
Нейропсихологические игры и упражнения в работе с обучающимися раннего и младшего дошкольного возраста. В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.
Нейропсихологический подход имеет серьезную научную базу и основан на трудах ЛьваСеменовичаВыготского иАлександра РомановичаЛурия. Данный подход начал активно развиваться в 20 веке и получил широкое распространение в современной практике, обогатился новыми исследованиями, подтвержден многочисленными положительными результатами. Нейропсихологический подход заключается в распределении психических функций между полушариями. Правое и левое полушария связаны с приемом и переработкой всей информации, поступающей из противоположной половины тела: зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической. Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость их работы. Полный анализ и синтез информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому, практически, в каждом виде деятельности, можно выделить компоненты работы, как правого, так и левого полушария. Их координация и взаимодополняемость – необходимое условие для успешности всех видов деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с нарушением процесса формирования навыков письма, чтения и счета. Таким образом, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства следует развивать межполушарные связи. Чем лучше они будут развиты, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Важным помощником в решении этого вопроса являются нейроигры, как универсальный инструмент в работе педагога с детьми для создания новых нейронных связей. И так, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте от 2 лет. Они ориентированы на оптимизацию речи в её взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями Ежедневное применение нейроигр в работе с детьми способствует достижению следующих результатов:
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. 5 основных видов нейропсихологических упражнений:
Данный прием имеет развивающий потенциал, так как может использоваться в любых возрастных группах дошкольных образовательных учреждений благодаря тому, что имеет огромное количество вариаций. Игры могут быть простыми и доступными малышам, а могут усложняться и с трудом выполняться даже взрослыми. Кроме того, дети сами могут придумывать различные вариации применения нейроигр. Могут использоваться просто одновременные движения двумя руками или в такт музыке, а могут сопровождаться речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает самоконтроль ребенка. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Игра является эффективным инструментом в работе с дошкольниками. Особенно эффективны нейропсихологические игры и упражнения, когда мозг ребенка активно развивается и создается фундамент для работы нервной системы. Систематические упражнения продолжительностью 10-15 минут в день легко встроятся в повседневный режим дня ребенка дошкольного возраста, дополняя обычные игры или занятия. Воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала. В нашем детском саду нейропсихологические игры и упражнения применяются педагогами во всех возрастных группах начиная с первой младшей группы как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми. Представляем вашему вниманию авторские дидактические нейроигры педагогов МБ ДОУ «Детский сад № 88»:
Ход игры: Педагог сообщает ребенку, что у божьей коровки пропали черные точки. Предлагает ребенку помочь их вернуть. Показывает, как двумя руками одновременно разместить их в выемки. Затем ребенок самостоятельно заполняет двумя руками одновременно выемки. Игра считается оконченной, когда все выемки заполнены черными кружками.
Методом наложения одновременно двумя руками ребенок выкладывает геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной если все контуры будут заполнены геометрическими фигураминужного цвета. Вариант 1: ребенку предлагается выбрать геометрические фигуры поцвету и методом наложения заполнить контуры нужного цвета одновременно2-мя руками. Вариант 2: ребенку предлагается выбрать геометрические фигуры по форме и методом наложения заполнить контуры одновременно 2-мя руками. Например, (возьми два треугольника одновременно 2-мя руками и заполни нужную форму и т. д.).
- Ребенок поочередно касается подушечками пальчиков условных значков. - Пальчиками шагать по лесенкам. - Зеркально обводить восьмерку указательным пальчиком. - Имитировать игру на фортепиано. - Зеркально обводить разные узоры
Остальные кружки ребенок раскладывает по аналогии на оставшиеся полоски.
Ребенку предлагается найти одинаковые картинки по инструкции педагога изакрыть их двумя руками одновременно. Картинки меняются в зависимости от целей педагога.
Ребёнку предлагается пройти по следам ног и ладошек, при этом необходимо учитывать расположение следов (правая – левая ступня, правая – леваяладошка). Таким образом, применение нейропсихологических игр возможно во всех режимных моментах – при утреннем приеме детей, во время занятий, при выполнении гимнастики после сна, динамических паузах, подготовке к тому или иному виду деятельности. Ведь регулярное включение нейроигр в образовательную деятельность в течении всего способствуют улучшению памяти, концентрации внимания и усвоению новых знаний.
|