Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с обучающимися раннего и младшего дошкольного возраста.
Занятия с детьми
Автор: Данилова Е. В. Туроль О. В. Черных А. В. Жданова Н. В. Буянова И. А. Кискорова О. Е.   
03.01.2025 10:39

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с обучающимися раннего и младшего дошкольного возраста.Нейропсихологические игры и упражнения в работе с обучающимися раннего и младшего дошкольного возраста.

В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.

 

Скачавть конспект

Нейропсихологический подход имеет серьезную научную базу и основан на трудах ЛьваСеменовичаВыготского иАлександра РомановичаЛурия. Данный подход начал активно развиваться в 20 веке и получил широкое распространение в современной практике, обогатился новыми исследованиями, подтвержден многочисленными положительными результатами. Нейропсихологический подход заключается в распределении психических функций между полушариями. Правое и левое полушария связаны с приемом и переработкой всей информации, поступающей из противоположной половины тела: зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической. Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость их работы. Полный анализ и синтез информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому, практически, в каждом виде деятельности, можно выделить компоненты работы, как правого, так и левого полушария. Их координация и взаимодополняемость – необходимое условие для успешности всех видов деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с нарушением процесса формирования навыков письма, чтения и счета.

Таким образом, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства следует развивать межполушарные связи. Чем лучше они будут развиты, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Важным помощником в решении этого вопроса являются нейроигры, как универсальный инструмент в работе педагога с детьми для создания новых нейронных связей.

И так, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте от 2 лет.

Они ориентированы на оптимизацию речи в её взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями

Ежедневное применение нейроигр в работе с детьми способствует достижению следующих результатов:

  • развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;
  • совершенствуются мыслительная деятельность, память, речь;
  • повышается стрессоустойчивость, произвольность внимания, снижается утомляемость;
  • синхронизируется работа полушарий головного мозга;
  • совершенствуется зрительное, слуховое и речевое внимание;
  • ускоряется формирование общей координации движений и графо-моторных навыков;
  • повышается наблюдательность, память и воображение;
  • улучшается физическое здоровье детей.

Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов.

5 основных видов нейропсихологических упражнений:

  • Двигательные — помогают ребенку лучше освоить координацию, понимать свое тело и хорошо управлять им.
  • Артикуляционные — эффективны при задержке речевого развития.
  • Упражнения на развитие познавательной сферы — предназначены для улучшения памяти, внимания, формирования логического мышления, общего расширения кругозора.
  • Дыхательные упражнения — благотворно влияют на эмоциональную сферу ребенка.
  • Глазодвигательные упражнения — нужны для тренировки межполушарного взаимодействия, повышения концентрации при учебе.

Данный прием имеет развивающий потенциал, так как может использоваться в любых возрастных группах дошкольных образовательных учреждений благодаря тому, что имеет огромное количество вариаций. Игры могут быть простыми и доступными малышам, а могут усложняться и с трудом выполняться даже взрослыми. Кроме того, дети сами могут придумывать различные вариации применения нейроигр. Могут использоваться просто одновременные движения двумя руками или в такт музыке, а могут сопровождаться речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает самоконтроль ребенка.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Игра является эффективным инструментом в работе с дошкольниками.

Особенно эффективны нейропсихологические игры и упражнения, когда мозг ребенка активно развивается и создается фундамент для работы нервной системы. Систематические упражнения продолжительностью 10-15 минут в день легко встроятся в повседневный режим дня ребенка дошкольного возраста, дополняя обычные игры или занятия. Воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

В нашем детском саду нейропсихологические игры и упражнения применяются педагогами во всех возрастных группах начиная с первой младшей группы как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.

Представляем вашему вниманию авторские дидактические нейроигры педагогов МБ ДОУ «Детский сад № 88»:

  • «Помоги божьей коровке»

Ход игры: Педагог сообщает ребенку, что у божьей коровки пропали черные точки.

Предлагает ребенку помочь их вернуть. Показывает, как двумя руками

одновременно разместить их в выемки. Затем ребенок самостоятельно

заполняет двумя руками одновременно выемки. Игра считается оконченной, когда все выемки заполнены черными кружками.

  • «Укрась матрешку»

Методом наложения одновременно двумя

руками ребенок выкладывает геометрические фигуры по контуру. Игра считается

законченной если все контуры будут заполнены геометрическими фигураминужного цвета.

Вариант 1: ребенку предлагается выбрать геометрические фигуры поцвету и методом наложения заполнить контуры нужного цвета одновременно2-мя руками.

Вариант 2: ребенку предлагается выбрать геометрические фигуры по

форме и методом наложения заполнить контуры одновременно 2-мя руками.

Например, (возьми два треугольника одновременно 2-мя руками и заполни

нужную форму и т. д.).

  • Кинезиологический тренажер «Книжка»

- Ребенок поочередно касается подушечками пальчиков условных значков.

- Пальчиками шагать по лесенкам.

- Зеркально обводить восьмерку указательным пальчиком.

- Имитировать игру на фортепиано.

- Зеркально обводить разные узоры

  • «Веселый зонтик»
  • Педагог предлагает ребенку выбрать две любые полоски на зонтике. Одной рукой ребенок берет кружки одного цвета, а другой рукой другого цвета иодновременно двумя руками раскладывает их на соответствующие по цвету полоски.

Остальные кружки ребенок раскладывает по аналогии на оставшиеся полоски.

  • «Нейростол»

Ребенку предлагается найти одинаковые картинки по инструкции педагога изакрыть их двумя руками одновременно. Картинки меняются в зависимости от целей педагога.

  • «Нейродорожки ножки –ладошки»

Ребёнку предлагается пройти по следам ног и ладошек, при этом необходимо учитывать расположение следов (правая – левая ступня, правая – леваяладошка).

Таким образом, применение нейропсихологических игр возможно во всех режимных моментах – при утреннем приеме детей, во время занятий, при выполнении гимнастики после сна, динамических паузах, подготовке к тому или иному виду деятельности. Ведь регулярное включение нейроигр в образовательную деятельность в течении всего способствуют улучшению памяти, концентрации внимания и усвоению новых знаний.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год