Методическая разработка дидактическое игровое пособие для детей раннего возраста «Развлекательный сенсорный куб» |
Занятия с детьми | |
Автор: Ямгеева Наталья Владимировна | |
22.11.2024 07:55 | |
Методическая разработка дидактическое игровое пособие для детей раннего возраста «Развлекательный сенсорный куб» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан ул. Луначарского д. 2 а Выполнила: воспитатель Ямгеева Н.В. педстаж: 14 лет квалификационная категория: высшая Туймазы 2024 Пояснительная записка Ребёнок с раннего возраста начинает познавать то, что окружает его дома, в детском саду, так со временем его жизненный опыт обогащается. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное развитие, с помощью которого формируются умственные способности, от которых будет зависеть дальнейшее успешное развитие ребенка. Поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Все другие формы познания – мышление, память, воображение – основаны на основе образов восприятия. Поэтому без опоры на полноценное восприятие невозможно нормальное умственное развитие. Условием успешного освоения любой практической деятельности является сенсорное развитие, так для успешного выполнения практических действий необходимо предварительное восприятие и анализ того, что необходимо сделать. Актуальность. Развитие сенсорных способностей у детей — одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Дети быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке. Всестороннее развитие осуществляется на основе предметной и игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Следует также сказать, что дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей раннего возраста. Потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Этим же и обосновывается то, что в ходе дидактической игры можно не только наблюдать за развитием его определенных качеств и умений. Но также и корректировать их и направлять в более правильное русло. Новизна методической разработки в систематизации и обобщении дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста, с использованием игровых ситуаций. Педагогическая целесообразность. Методическая разработка дидактического пособия по сенсорному развитию «Развлекательный сенсорный куб» разработан с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, построена таким образом, чтобы каждый ребенок в ходе игровых ситуаций смог почувствовать «ситуацию успеха». Образовательная деятельность построена по принципу «от простого — к сложному», что способствует постепенному, пошаговому овладению ребенком различными технологиями, закрепление изученного материала, тем и подтверждает педагогическую целесообразность. Адресат: дидактическое пособие предназначен для детей раннего возраста 2-3 лет. Формы организации детской деятельности.
Ожидаемые результаты: предметные (образовательные): будут знать: представления о цвете, форме, величине предметов, объектах и явлениях окружающего мира. метапредметные (развивающие): будут развиты: внимание, память; воображение, образное и пространственное мышление; мелкая моторика рук. личностные (воспитывающие): приобретут навыки культуры общения и поведения в социуме (группе, микрогруппе), научатся уважительно относиться друг к другу, быть аккуратными, усидчивыми. Цель методического пособия: формирование у детей способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Образовательные задачи. Дать представления о цвете, форме, величине предметов, объектах и явлениях окружающего мира. Формировать у детей умения устанавливать сходства и различия между предметами с одинаковым названием. Способствовать умению детей называть свойства предметов. Обогащать чувственный опыт детей, помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Развивающие задачи. Развивать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух. Развивать внимание, память; воображение, образное и пространственное мышление; мелкую моторику рук. Воспитательные задачи. Воспитывать аккуратность, усидчивость, навыки организации своей деятельности; навыки культуры общения и поведения в социуме (группе, микрогруппе), уважительного отношения друг к другу. Дидактическое пособие изготовлено в виде куба из поролона, обшит мебельной прочной тканью голубого цвета, с липучками для прикрепления фигурок из фетра. Каждая сторона куба оформлена сюжетом:
Пособие предназначено для проведения с детьми, как в подгрупповой, так и в индивидуальной форме дидактических игр по сенсорному и познавательному развитию, способствует овладению системой знаний, умений и навыков познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, накапливать новый сенсорный опыт и применять этот опыт в познавательной и практической деятельности. Дидактическое пособие направлено на то, чтобы систематически включать сенсорное воспитание в процессы познания окружающей действительности. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Оно является необходимой составляющей для его гармоничного роста, воспитания и интеллектуального развития. Средством развития сенсорных способностей детей раннего возраста является игра. Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельные решения; учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; развивается и познает мир. Следует также отметить, что дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей раннего возраста. Потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Этим же и обосновывается то, что в ходе дидактической игры можно не только наблюдать за развитием его определенных качеств и умений. Но также и корректировать их и направлять в более правильное русло. Сенсорный многофункциональный сенсорный куб — забавная и в то же время обучающая игровая модель, способствующая манипулирование руками. Многофункциональность пособия заключается в том, что его используют не только по сенсорному развитию, но и включает различные задачи по развитию речи, познавательного развития, формировании элементарных математических представлений. Использование дидактического сенсорного куба с дидактическими развивающими играми способствуют быстрому ускорению процесса формирования простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью таких игр дети успешно овладевают в будущем основами математических представлений. Структура дидактической игры сенсорного куба Главными структурными элементами развивающего сенсорного куба с представленными дидактическими играми характеризуют игру как игровую деятельность и форму обучения. Организация игровой деятельности с сенсорным кубом по сенсорному развитию:
Дидактические игровые задачи:
Для подбора дидактической игры нужно располагать ее степенью подготовленности детей и их возрастные особенности. Необходимо установить и разрешить дидактическую задачу, иметь сведения о том, какими познаниями обладает ребенок, о том, что его окружает. В развивающем игровом кубе подобраны игры, побуждающие ребенка к сенсорному развитию, обучению. Дидактическое пособие притягивает внимание детей своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, многообразием его содержания. Игровые правила. Главная цель в игре – это создание, организации и соответственно проведение самой игры на развивающем многофункциональном пособие запланированных задач по сенсорному развитию. Развивающий куб делают игры более насыщенными, занимательными, увлекательными, интересными и в тоже время напряженными. Соблюдение элементарных правил в игре с развивающим кубом вызывают у детей определенные старания. Главное, что, устанавливая правила игры, необходимо детям создать такую обстановку, при которой они приобрели бы радость, положительные эмоции и познавательную информацию. Применяя дидактическую игру через игровые сюжеты, у малышей создастся доброжелательность, выдержанность и самообладание, хорошо складывается новый тип восприятия – зрительное соотнесение. У детей сформируются сенсорные эталоны, они становятся практически устойчивыми, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. В то же время с формированием эталонов нужно обучать детей способам осмотра предметов: их классификацию по цвету, последовательному осмотру и описанию формы. В сенсорике для детей раннего возраста предполагается три вида эталонов:
Для детей третьего года жизни свойственен ускоренный темп сенсорного становления. В данный этап сенсорное образование считается ведущей линией становления, все другие части становления основываются на сенсорной базе. Условием считается содержательная работа малыша, где бывает, замечена вероятность, сосредотачивать качество о свойствах предметов. В данной работе складываются определенные возможности и умение детей выделять свойства и качества, умение квалифицировать форму и их значение, Таким образом, можно говорить о том, что сенсорные эталоны должны быть усвоены ребенком в раннем возрасте. Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Поэтому ребенку желательно самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, обнаруживать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Дидактические игры с сенсорным кубом Разноцветные фигурки для котят Цель. Создать познавательный интерес к игровой ситуации. Образовательные задачи: продолжать формировать знания о геометрических фигурах (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник); знания основных цветов (желтый, синий, красный, зеленый); понятия один – много. Развивающие задачи: развивать зрительное восприятие, внимание. Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательность, умение работать вместе. Помоги зайке собрать пирамидку Цель. Создать познавательный интерес к игровой ситуации. Образовательные задачи: закрепить умение соотносить однородные и детали по цвету от большого к меньшему. Формировать умения действовать по образцу. Развивающие задачи: развивать память, речевую активность. Воспитательные задачи: способствовать воспитанию аккуратности при работе с деталями. Найди кармашки для цветных карандашей Цель. Создать познавательный интерес к игровой ситуации. Образовательные задачи: формировать умения соотносить предметы по цвету. Развивающие задачи: развивать мелкую моторику, любознательность. Воспитательные задачи: способствовать воспитанию усидчивости, активности. Собери букет для мамы Цель. Создать познавательный интерес к игровой ситуации. Образовательные задачи: закрепить названия цветов, умение правильно называть цвета (цветок красного цвета, красный цветок и т.д.) Развивающие задачи: развивать чувственный опыт, мелкую моторику. Воспитательные задачи: способствовать воспитанию доброжелательного отношения к маме. Мой друг светофор Цель. Создать познавательный интерес к игровой ситуации. Образовательные задачи: способствовать формированию умений называть цвет светофора и определять назначение цвета (красный – стой, желтый – подготовься, зеленый — иди) закрепить правила поведения на улице. Развивающие задачи: развивать память, мышление. Воспитательные задачи: способствовать воспитанию правилам поведения на улице. Покормим цветных рыбок Цель. Создать познавательный интерес к игровой ситуации. Образовательные задачи: способствовать обучению детей отвечать на вопросы, выполнять инструкции, закрепить название цветов. Развивающие задачи: развивать чувственный опыт, мелкую моторику. Воспитательные задачи: способствовать воспитанию к совместным играм. Каждая дидактическая игра по сенсорному развитию может иметь различные варианты с последующими усложнениями. Заключение Практика работы с детьми подтверждает, что системная работа по сенсорному развитию детей раннего возраста позволяет говорить о следующих результатах, дети научатся:
Ценность дидактических игр по сенсорному развитию заключается в том, что апробированная с детьми игровая технология, демонстрирует положительную динамику формирования у детей сенсорных представлений. Развитие значимой составляющей всего процесса обучения и воспитания способствует пробуждению познавательно-поисковой активности, мотивировать к добыванию информации с помощью реальных действий игровых ситуаций с дидактическим материалом. Использование развивающего дидактического сенсорного куба формирует у детей усидчивость, внимание, способствует накоплению сенсорного опыта, а также способствует развитию умственных способностей, развитию связной и активной речи, что представляет собой одну из главных задач в воспитании и развитии детей. Кроме того, совместная игровая деятельность содействует формированию знаний общения и обогащения у детей личного опыта.
|