Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Подготовка руки к письму
Занятия с детьми
Автор: Хамдеева Альфия Наильевна   
27.09.2024 10:37

Подготовка руки к письмуПодготовка руки к письму

Письмо – это сложный для детей навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

  1. Развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация);
  2. Развитие у детей чувства ритма (умения согласовывать слово и движение в определенном ритме);
  3. Развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий);
  4. Развитие пространственной ориентировки (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке).

Ко мне встаршуюгруппу пришли дети, у которых недостаточно сформированы навыки самообслуживания, так как мелкая моторика была развита плохо: сгибание и разгибание пальцев рук выполнялось не синхронно, движения пальцев слабо дифференцированы (при сгибании одного пальчика остальные выполняли аналогичное действие), наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, видела с какими трудностями сталкивались эти дети, когда им приходилось выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Свою работу по подготовке руки к письму я начала с:

  • упражнений на различение в движении пальцев рук
  • выделения указательного пальца (покажи)
  • отработки пальцев захвата предмета: большой, указательный, средний)
  • упражнений, направленных на работу движений кисти рук.

Все игры, упражнения, гимнастики и задания, которые использую в своей работе стимулируют двигательную активность, укрепляют и развивают руку ребенка, направлены на подготовку руки к письму, пополняют словарный запас. Упражнения рекомендовано проводить сначала на правой руке, затем на левой, а потом обеими руками: синхронно.

Упражнений на различение в движении пальцев рук;

на работу движений кисти руки:

1. Упражнения без речевого сопровождения:

  • сжимание и разжимание кулачка
  • круговые движения кулачком
  • выделение одного пальца (руки на столе, из кулачка)
  • упражнение «Крыша» (соединение и разъединение пальцев)
  • мячик «Су-Джок» ( «Я мячом круги катаю»)
  • массаж колечком каждого пальца
  • растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно (особое внимание следует уделить большим пальцам). Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук
  • сгибание, разгибание ладоней ( «Мост»)
  • «Флажок»
  • «Стол»
  • «Стул»
  • «Лодочка»
  • «Гнездо»
  • «Цветок»
  • «Корни растений»
  • «Очки»
  • «Зайчик»
  • «Волк».

2. Упражнения с речевым сопровождением:

  • «Апельсин»
  • «Замок»
  • «В гости к пальчику большому»
  • «Пять малышей»
  • «Пальчики здороваются»
  • «Капли первые упали».

Детям изначально было сложно одновременно делать движения и проговаривать слова. Поэтому я не ставила перед ребенком сразу несколько задач (н-р: показать движение и произнести текст, дети начинают произносить текст частично, а затем текст разучивается и его произносят целиком, соотнося слова с движениями).

Упражнения на выделение указательного пальца:

  • письмо на манке (цифры, буквы, геометрические фигуры)
  • стаканчик с пампушками (проталкивание указательным пальцем пампушек в отверстие
  • пальчиковые краски
  • рисуем пальчиками в воздухе, на спине.

Упражнения на отработку пальцев захвата предмета

(большой, указательный, средний):

  • пинцет большой и малый
  • сортировка бусин.

Подготовка руки к письму:

  • упражнение «Как правильно держать карандаш»
  • графические упражнения: рисование по трафаретам, штриховка

дорисовка картинки, графический диктант, обведение линий, лабиринт, игры на развитие ориентировки на листе (нарисуй в верхнем левом углу круг, игровое поле из 9 квадратов: посади жука в правый верхний угол, где находится жук? и т.д.), соединение по точкам, продолжение ряда;

  • предметная деятельность: бумага (оригами, складывание пополам, по диагонали), масса для лепки (буквы, цифры, геометрические фигуры), пластилин, аппликация, поделки, упражнение «Ножницы»
  • игры: мозаика, конструкторы, рамки с застежками, шнуровка, «нанизывание бусин на шнурок
  • кукольные театры: пальчиковый, театр теней.

Игровые упражнения:

  • «Котенок кусается» (бельевые прищепки)
  • «Лыжники» (пробки от пластиковых бутылок)
  • «Волшебные превращения веревочки» (выкладывание фигур из шнурков)
  • Катушка ниток, «Пуговица»
  • «Собери палочки в корзинку» (собрать одной рукой 10-15 палочек).

Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год