Прозрачный мольберт – как нетрадиционное средство развития познавательных способностей детей ОВЗ |
Занятия с детьми | |||
Автор: Листофорова Наталья Михайловна | |||
08.04.2024 10:47 | |||
Прозрачный мольберт – как нетрадиционное средство развития познавательных способностей детей ОВЗ Методическая разработка Автор-составитель тьютор коррекционной группы компенсирующей направленности МАДОУ №11 «Ромашка» г.Южно-Сахалинск ЛистофороваН. М. МАДОУ №11 «Ромашка» Пояснительная записка: В соответствии с законом РФ об образовании основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. На протяжении дошкольного возраста наблюдается качественные изменения в познании ребенком окружающей действительности, в способах познания. Потребность ребенка в познании является источником его познавательной активности, направленной на обнаружение, открытие неизвестного. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего, развития его познавательных способностей. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, развивается его познавательный процесс.
Актуальность: На сегодняшний день художественно-творческие способности детей с расстройством аутистического спектра (РАС) недостаточно совершенны. Об этом свидетельствуют многочисленные научные статистические данные. Так, Лебедева. Л.Д. профессор, декан педагогического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, специалист в области арт-терапии пришла к выводу, что детям данной категории чрезвычайно трудно составить композицию, выразить свои чувства, технически точно выполнить ту, или иную работу. Этот вывод подтверждается работой педагогов с воспитанниками с РАС в нашем детском садув группе компенсирующей направленности. Наблюдения показывают, что воспитанники с РАС не усваивают в полном объеме материал программы, такуюобразовательную область, как художественно-эстетическое развитие. У детей отмечено психоэмоциональное и мышечное напряжение, повышенная тревожность, аутоагрессия. Цель: Создание условий для творческого развития детей с РАС по художественно-эстетическому развитию Задачи:
Новизна и отличительная особенность Новизна использования дидактического пособия «Прозрачный мольберт» заключается в том, что, выполняя работу стоя или сидя на стуле, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в любом возрасте. К тому же занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяет фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми. В работе педагога-тьютора с тревожными, застенчивыми, ранимыми и не усидчивыми детьми прекрасно зарекомендовал себя «Прозрачный мольберт». Это прекрасный дидактический материал с прозрачным оргстеклом для рисования. Занятия по воспитанию художественных навыков у дошкольников с использованием прозрачного мольберта очень эффективны, так как они направлены на коррекцию, развитие психических процессов детей с нарушениями в развитии, обогащение сенсорного опыта, развитие эмоциональной и образной памяти, развитие пространственного мышления, мелкой моторики, развитие коммуникативных навыков у детей. Также можно отметить целесообразность использования мольберта при коррекции трудностей в общении детей, снижение у них уровня конфликтности в поведении. Мольберт имеет много функций для решений коррекционно-развивающих задач, а именно, снижает негативные эмоциональные реакции и их проявления, стабилизирует эмоциональный фон. Ребенок учится понимать и выполнять инструкции педагога, выражать свои желания, раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и умение продуктивно взаимодействовать с окружающими. В процессе рисования на мольберте ребенок испытывает кучу позитивных эмоций от радости созданным им лично изображения, до огорчения, если что-то не получается. Прелесть «прозрачного мольберта», в том, что все «огорчения» можно исправить влажными салфетками, тем самым, не боясь экспериментов и ошибок проявляя свою индивидуальность. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Копии сделанных рисунков можно сохранять, осторожно приложив к сырому рисунку лист бумаги (если рисунок уже подсох, слегка увлажните его, побрызгав водой из пульверизатора). Помимо рисования кистью, на прозрачном мольберте дети знакомятся с различными нетрадиционными техниками (Рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист) в творческом процессе ребёнок учится различать цвета и оттенки, поймет, что такое размер и количество. Через рисование он познает окружающий мир по-новому, запомнит его и полюбит, у него выработается богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость, развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится различать ощущения окружающих предметов, их физические свойства. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. Что особенно актуально в работе с детьми с речевыми нарушениями. Во время занятий на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист), что позволяет разнообразить упражнения и поддерживать интерес к занятиям. В процессе применения данного пособия решаются как коррекционные, так и обучающие, и воспитательные задачи. Прозрачный мольберт позволяет ребёнку приобрести навыки исследовательской и творческой деятельности. Коррекционные занятия с использованием данного вида дидактического пособия позволяют построить занятия с возможностью выбора способа воздействия на детей – расслабляющего или активизирующего характера. Данный вид психокоррекции позволяет легко превратить занятие в игру или сказку. Организация занятий Планирование занятий осуществляется из расчёта 8 занятий, из которых 6 направлено на коррекцию эмоционально-личностной сферы, снятие мышечного напряжения, 2 занятия – на наблюдение и эмоциональное состояния детей с РАС. Занятия проводятся в течение одного месяца еженедельно: по 2 занятия в неделю, продолжительность каждого составляет 25 минут, в зависимости от психологических особенностей и возможностей свойств детей с РАС. Структура каждого занятия включает:
3. Основная часть (на мольберте)
4. Рефлексия 5. Уборка 6. Ритуал прощания Занятия начинаются всегда со сказки, стихотворения, игры. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка. Занятия проводятся согласно возрастному ограничению во времени. Обязательна зрительная гимнастика для снятия глазного напряжения. В процессе рисования у детей происходит развитие речи, так как занятия рисованием – это всегда общение взрослого и ребёнка. Необходимо побуждать ребенка рисовать как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга. В процессе применения данного пособия решаются как коррекционные, так и обучающие и воспитательные задачи. Прозрачный мольберт позволяет ребёнку приобрести навыки исследовательской и творческой деятельности. Ожидаемые результаты Реализация творческого проекта «Прозрачный мольберт» с воспитанниками с РАС рассчитывает на результаты работы:
При работе на мольберте отмечается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся активными, снижается страх перед неудачей, появляется уверенность в себе и в своих возможностях. Мольберт дает возможности работы с разными материалами, делать занятия более гибкими для каждого воспитанниками, и оказывает дополнительную помощь в работе с детьми с РАС. Организация совместной работы специалистов Построить механизм взаимодействия между специалистами ОУ при сопровождении воспитанников с ОВЗ это главная задача реализации принципа обьединения образовательных областей. Организуя работу по распространению педагогического опыта с педагогами детского сада, можно построить работу с использованием различных форм сотрудничества:
Примерные темы для работы с педагогическим коллективом:
Взаимодействие с родителями Вовлечь родителей в процесс поддержки детской инициативы и потребности в познании и овладении нетрадиционной изобразительной техники. Оказывать поддержку и содействие семье по развитию у детей творческих способностей посредством использования техники рисования на стекле. Примерные темы по взаимодействию педагога и родителей воспитанников ОУ:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|