Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нейроупражнения в саду и дома
Занятия с детьми
Автор: Воронина Марина Николаевна Колоколова Марина Владимировна Барнышева Анастасия Николаевна Фадеенко Надежда Михайловна   
03.04.2023 20:05

Нейроупражнения в саду и домаНейроупражнения в саду и дома

  • Воронина Марина Николаевна Заведующий
  • Колоколова Марина Владимировна Старший воспитатель
  • Барнышева Анастасия Николаевна, воспитатель
  • Фадеенко Надежда Михайловна, воспитатель

МБДОУ «ДСКВ №115»

Целостное развитие ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития.

 

У детей с ОВЗ:

  • страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений)
  • отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
  • нарушена речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, аграмматизмы, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности)
  • восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью
  • страдают зрительное и слуховое внимание
  • присутствует недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей).

Как говорил И. Кант «Рука является вышедшим наружу головным мозгом», а «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» — это фраза Ж. Тассо.

Наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения – это КИНЕЗИОЛОГИЯ [3].

Кинезиология стимулирует интеллектуальное развитие детей с ОВЗ.

Кинезиологические упражнения, также их можно называть нейроупражнения, — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. Такие упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; — готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; — способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни [1].

В своей практике мы применяем нейроупражнения для развития детей в разных видах деятельности.

Часто нейроупражнения называют играми на межполушарное взаимодействие [2].

За что отвечает правое полушарие:

  • обработка невербальной информации, эмоциональность
  • музыкальные и художественные способности
  • ориентация в пространстве
  • способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др)
  • обработка большого количества информации одновременно, интуиция
  • воображение
  • отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

  • логика, память
  • абстрактное, аналитическое мышление
  • обработка вербальной информации
  • анализ информации, делает вывод
  • отвечает за правую половину тела.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Чем интенсивнее кинезиологическая тренировка, тем значительнее положительные изменения.

В комплексы нейроупражений мы включаем:

  • растяжки: нормализуют чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • дыхательные упражнения: улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • глазодвигательные упражнения: позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

В нашей группе нейроупражнения имеют широкое применение. Перед началом занятия, чтобы дать детям толчок для мозговой деятельности, проводим два-три упражнения для концентрации внимания и поднятия интереса для выполнения основных заданий. Примерно через половину времени занятия у детей, как правило, начинает проходить концентрация внимания, пропадать интерес к прохождению материала, уменьшается усидчивость, появляется усталость, тогда самое время провести нейроупражнения на развитие крупной моторики, например, упражнение «Колено-локоть». После чего настроение у детей поднимается, и они снова готовы продолжать занятие.

Так же в течение дня применяем кинезиологические упражнения в режимных моментах: утром, придя из дома и заходя в группу, ребенок здоровается с присутствующими и выполняет любое упражнение по выбору, которые расположены на стенах; после прогулки дети выполняют упражнения по очереди, после сна на выходе из спальной комнаты и т.д. В вечернее время ребенку можно дать такие упражнения перед индивидуальной работой.

Для того чтобы успешно организовать и провести игровое занятие с ребёнком дома, очень важно настроить его на познавательную деятельность. В этом родителям помогут нейроупражнения, которые очень нравятся нашим ребятам.

Мы стараемся, чтобы родители стали активными помощниками и участниками в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Наша задача — помочь родителям наполнить конкретным содержанием домашние игры по усвоению и закреплению полученных ими знаний и навыков.

В начале учебного года проводим родительское собрание в группе, рассказываем про план работы на предстоящий год и показываем, какой материал мы будем использовать в работе с детьми. В частности, пособия по кинезиологии – карты с упражнениями. Показываем родителям, как пользоваться такими картами, вместе с ними пробуем работать по ним. В течение года проводим с родителями игровые тренинги, даем родителям этот материал домой для закрепления упражнений в домашних условиях. Практика показывает, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев — мощное средство повышения работоспособности всего головного мозга у детей с общим недоразвитием речи.

Взаимодействие с семьёй — необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников с ОВЗ, осуществления сложного процесса коррекции, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учитель-логопед, воспитатели и родители действуют согласованно. Ведь продвижение детей с особыми образовательными потребностями по пути нормального развития – главная ценность специального (коррекционного) обучения. Это ключ к успеху в образовании таких детей!

Список литературы

  1. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.;
  2. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с.;
  3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48с.;
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год