Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Ребёнок и нецензурная лексика
Воспитание
Автор: Дирун Светлана Михайловна   
14.01.2022 06:36

Ребёнок и нецензурная лексикаРебёнок и нецензурная лексика

Автор: Дирун Светлана Михайловна

Восточная пословица гласит: «Нет ничего заразнее слова». И если задуматься, то это действительно так, особенно если это касается нецензурной лексики.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова — раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов.

У подростков нецензурная брань – это один из способов утвердиться. Среди определённой категории подростков и молодёжи мат стал знаком качества. Материшься, ругаешься – значит ты крутой и умный. В таких кругах брань оценивается как признак ума.

Но как ужасно слышать брань из уст маленького ребёнка, который ещё не понимает смысл сказанного им бранного слова. А ещё страшнее видеть родителей или взрослых, которым это доставляет удовольствие!

 

Сегодня я не буду говорить о причинах, которые приводят к употреблению ребёнком нецензурной лексики. Сегодня я хочу поделиться с вами, мои дорогие читатели, своим опытом, как можно отучить маленького ребёнка употреблять бранные слова в своей речи. Я осознаю, что мой метод не универсален, но как будет замечательно, если он кому-то поможет.

Я работаю воспитателем более 30 лет. На моём педагогическом пути дети встречались разные. И порой для решения каких-либо проблемных ситуаций приходилось долго искать методы и способы их разрешения, а порой решения приходили спонтанно. Вот такое же озарение пришло ко мне, когда однажды во время одевания на прогулку один из мальчиков (назовём его Ваня) произнёс бранное слово (возраст детей 5 лет).

Я сразу же сделала серьёзный вид, наклонилась к полу и сделала вид будто что-то ищу. Дети, как известно, народ любознательный – их заинтересовало, что же я ищу.

Выпрямившись, говорю: «Я ищу маленький черный шарик, выпавший из язычка Вани. Возможно, его ещё можно вернуть обратно.» Естественно, ребята стали задавать вопросы, что это за шарик и почему он потерялся. А Ваня стоял, разведя руки в стороны, и утверждал, что у него никакого шарика во рту не было.

Мой ответ им был таков: «Ребята, а вы разве не знаете, что наш язык состоит из множества маленьких розовых шариков, поэтому он имеет розовый цвет. Но, когда человек произносит плохое бранное слово или оскорбляет кого-то, то один из шариков становится чёрным и выпадает из язычка. А теперь давайте представим, что человек употребляет в своей речи много плохих слов. Что может произойти?»

Мои малыши задумались и пришли к решению: у такого человека однажды не станет язычка совсем и, следовательно, он не сможет разговаривать.

На прогулке они то и дело шептались и заглядывали друг другу в рот, наверное, старались определить, кто и сколько плохих слов сказал.

Впоследствии дети стали контролировать себя и друг друга, говоря: «Ты что хочешь остаться без язычка? Как будешь разговаривать?»

Эта маленькая хитрость привела к тому, что в нашей группе бранные слова звучали КРАЙНЕ редко, несмотря на то, что у нас были дети из неблагополучных семей, где брань употребляется чаще, чем нормальные слова.

В заключении мне бы хотелось отметить, что матерная брань – это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека, о его ограниченности. Ведь слово – это не просто набор звуков, выражающий мысль. Оно способно многое рассказать о душевном состоянии человека.

Великий Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 44 (267) выйдет
4 декабря 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (266) за 2022 год
Скачать Номер 42 (265) за 2022 год
Скачать Номер 41 (264) за 2022 год
Скачать Номер 40 (263) за 2022 год
Скачать Номер 39 (262) за 2022 год
Скачать Номер 38 (261) за 2022 год
Скачать Номер 37 (260) за 2022 год
Скачать Номер 36 (259) за 2022 год
Скачать Номер 35 (258) за 2022 год
Скачать Номер 34 (257) за 2022 год
Скачать Номер 33 (256) за 2022 год
Скачать Номер 32 (255) за 2022 год
Скачать Номер 31 (254) за 2022 год
Скачать Номер 30 (253) за 2022 год