Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Финансовое воспитание в условиях детского сада.
Воспитание
Автор: Соловьёва Елена   
14.03.2020 14:00

Финансовое воспитание в условиях детского сада.Финансовое воспитание в условиях детского сада.

Е. А. Соловьева, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «Росинка» г. Ядрина

Нынешние дети начинают приобретать первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях уже с дошкольного возраста. В повседневной жизни малыш сталкивается с теми или иными финансово-экономическими явлениями. Быстро меняющаяся инфраструктура современной жизни диктует необходимость экономического образования населения уже с дошкольного возраста. В целях формирования у детей правильного и грамотного экономического представления, педагогическим коллективом нашего детского сада было решено с воспитанниками старшего дошкольного возраста изучать финансовую грамотность.

 

В ходе апробации в старшем возрасте детского сада финансового воспитания ключевой задачей стало повышение экономической компетенции дошкольников.

Экономическое воспитание дошкольников осуществлялось на базе дошкольного учреждения в ходе экспериментальной.

Объектом исследования экспериментальной площадки стали учебно-воспитательный процесс, игровая и творческая деятельности, досуги малышей в детском саду.

Цель эксперимента – выявить и повысить экономические представления дошкольников, формирование у воспитанников умений, навыков и компетенций для принятия грамотных финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми организациями.

Задачи эксперимента

  1. формировать первоначальные представления об основах финансово-экономических категорий;
  2. формировать правильное отношение к деньгам, представлений о способах их зарабатывания и разумному использованию;
  3. формировать элементарные представления о товаре, как продукте и результате человеческой деятельности, его стоимости, ценности;
  4. развивать умение осознавать свои потребности в разумных пределах, уметь выделять главные и второстепенные затраты;
  5. воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, ответственность, честность, бережливость, экономность и т.д.
  6. воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, как основному продукту экономической среды.

Над экспериментом работала команда педагогов, творческая группа, которая в ходе совещаний, семинаров и консультаций определяла курс по реализации эксперимента. Реализацию эксперимента начали с подготовки методической и программной документации и создания предметно развивающей среды.

Творческой группой педагогов чётко была определена суть экономического образования дошкольников, которая состояла не в организации специального обучения экономике, что потребовало бы дополнительного времени и могло бы привести к перегрузке детей, а в обогащении и концентрации различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Также интегрировалась и обогащалась экономическим содержанием непосредственно образовательная деятельность — по математике, экологии, художественному творчеству и ознакомлению с социальным и предметным миром.

Создание предметно развивающей среды предполагало пополнение развивающей среды настольно-печатными играми «Монополия», «Деньги», «Веселый бизнесмен», «Бизнес лайф», «Менеджер», «Супермаркет»; дидактическими играми «Что такое деньги», «Доходы семьи Чебурашки», «Задачи», «Хранение денег», «Средства передвижения», «Ребусы», «Реклама для магазина Мишки», атрибутикой для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Почта», «Супермаркет», «Парикмахерская», «Сбербанк». Родителями воспитанников даже был изготовлен модель банкомата с функцией распечатки чеков, что побуждало интерес детей к изучению финансовых операций.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями, ситуациями и пособиями поспособствовало развитию у них реального экономического мышления, что сделал этот процесс более осознанным и динамичным.

Примерное содержание освоения финансовой грамотности было отражено в 5 основных темах:

  1. «Моя семья» (семейная экономика)
  2. «Мир денег» (деньги, цена)
  3. «Мой город» (производство полезных товаров)
  4. «Мир товаров» (основы маркетинга)
  5. «Моя страна» (ресурсы)

В рамках освоения содержания экономического образования в детском саду прошли циклы занимательных занятий «Дети и деньги», «Какие бывают сбережения», «Обязательные платежи», «Товары первой необходимости», «Потребительская корзина», «Что такое налог», «Моя любимая реклама».

Малыши кроме хорошо известных им профессий познакомились ещё с понятиями и профессиями рекламный агент, рекламодатель, банкир, менеджер, налоговый инспектор.

Для воспитанников детского сада совместно с родителями были организованы экскурсии в банк, на почту, в торговый центр, в швейную мастерскую, под хештегом «Приключения будущего финансиста».

Чтения, обсуждения и драматизации сказок с экономическим содержанием использовались для накопления практического опыта и формирования экономико-финансового представления в различных отношениях и бытовых ситуациях малышей. Народные сказки, собравшие вековой социально-экономический опыт народа, использовались для воспитания таких качеств личности, как трудолюбие, аккуратность, хозяйственность, бережливость, расчетливость, практичность и другие.

Педагоги с детьми читали, анализировали и драматизировали народные и авторские сказки с экономическим содержанием: «Лиса, заяц и петух», «Теремок», «Колобок», «мужик и медведь», "Как Миша из покупателя превратился в продавца ", «Маленький бизнесмен», «Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом», «Купите лук», «Как мишка хотел открыть магазин» и т.д.

В ходе экономического воспитания активизировалось знакомство и заучивание пословиц и поговорок о труде, о деньгах, о купле – продаже, о богатстве и бедности, о бережливости, о добре, Например: «Кончил дело – гуляй смело», «Труд кормит, а лень портит» и другие.

Также дошкольниками были проведены беседы: "Знакомство с российской национальной валютой" " Как старину проходил товарообмен", "Что такое реклама", «Где и кем работают Ваши родители», «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет», «Кем я хочу стать».

Известно, что ведущей деятельностью воспитанников является игра, поэтому для освоения экономических знаний использовались ролевые, дидактические, развивающие и рекламные игры.

Сделать экономику понятной помогали сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигали смысл труда, воспроизводя трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаясь» экономике. В ролевых играх моделировались реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

Педагогами проводились игры – занятия по темам «Семейный бюджет: «Доход — расход» «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему», дидактические игры «Семейный бюджет», «Кто что делает?», «Назови профессию», «Какие бывают доходы?», «Маршруты товаров». В ходе игр уточнялись и закреплялись предоставления детей о мире экономических явлений, терминах приобретались новые элементарные экономические представления.

Дети очень полюбили рекламные игры. Они с интересом учились рекламировать лучшие товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущественные качества. На занятиях по художественно-изобразительной деятельности малыши учились рисовать и оформлять рекламные вывески.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений дошкольники учились решать логические и арифметические задачи, задачи – шутки, которые сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают воображение и логику рассуждений, а также имеют экономическую идею.

Например, задачи мудрого Филина:

  1. Какие фрукты дешевле, а какие дороже в России: яблоки или ананасы? В Африке? Почему?
  2. Какие яблоки стоят дороже на рынке: свежие или немного побитые, подгнившие? И почему?
  3. В селе Простоквашино все любят мороженое. Но как выдумаете, когда на неё больше спроса: зимой или летом?

Педагогами активно создавались ситуации обсуждений на темы: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Откуда поступает товар?», «Где и кем производится товар?».

Также наши малыши принимали участия в конкурсах по «Финансовой грамотности» для дошкольников. В ходе эксперимента был реализован мини-проект «Моя копилка», в рамках которого родители с детьми в ходе совместного прикладного творчества изготовили копилки. В копилки ребята собирали монеты и тем самым учились накапливать сбережения для исполнения своих желаний.

Таким образом, в ходе эксперимента у детей появился интерес к экономической сфере жизни семьи, общества, повысился уровень сформированных экономических представлений, экономические знания и термины дети умело включают в самостоятельные игры, у дошкольников есть понимание первичных и вторичных потребностей.

Также мы отмечаем, что изменилась позиция родителей финансового воспитания дошкольников, у них появилось понимание актуальности и значимости данного направления работы с детьми с малых лет. У родителей вырос интерес к проводимым в группе экономическим конкурсам, мероприятиям и проектам, они начали активное принимать участие в жизни группы.

Экспериментальная работа показала, процесс освоения дошкольниками основ финансовой грамотности имеет успех, дошкольники старшего возраста способны усвоить элементарные экономические понятия в условиях адекватно организованной образовательной среды детского сада.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (161) выйдет
18 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год