Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Весенняя гостья» с использованием здоровьесберегающих технологий
Занятия по теме "Весна"
Автор: Стрелкова Елена Сергеевна   
07.02.2024 00:06

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Весенняя гостья» с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речиКонспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Весенняя гостья» с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи

Подготовила: воспитатель Стрелкова Елена Сергеевна город Воткинск 2023 год

Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений.

Задачи:

  1. Обучающие: продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение; учить отвечать на вопросы полным ответом; понимать значение образных слов и выражений; уточнить и систематизировать знания детей о времени года – весна, её приметы.
  2. Развивающие: закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц; развивать зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, координацию речи с движениями; развивать интонационную выразительность речи; умение поддерживать беседу; продолжать развивать интерес к художественной литературе; способствовать развитию творческого воображения.
  3. Воспитательные: воспитывать чуткость к художественному слову, любовь к родной природе, доброе и заботливое отношение к птицам; воспитывать желание помочь тем, кто испытывает трудность.

Образовательная область: познавательное, речевое, физическое развитие

 

скачать презентацию

Предварительная работа:

Рассматривание фотоиллюстраций о разных периодах весны, картинок с изображением перелетных птиц, чтение стихотворений о весне, отгадывание загадок о весне, о птицах; прослушивание аудиозаписей: произведения П. И. Чайковского «Март», «Подснежник»; звуки весенней природы; пение птиц.

Материалы и оборудование: письмо, презентация, аудиозапись «Голоса птиц», аудиозапись «Голос ласточки», аудиозапись «Звуки грома», телевизор, стулья.

Участники: воспитатель, дети старшей группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словарная, дидактическая игра, использование художественной литературы.

Структура и методические приемы:

I Этап. Организационный момент.

Вводная часть – 3 минуты

  1. Чтение письма,
  2. вопросы к детям,
  3. загадка;
  4. чистоговорка.

II Этап. Мотивационная деятельность детей.

Основная часть – 15 минут

  1. коммуникативная игра,
  2. беседа о весне,
  3. пальчиковая гимнастика,
  4. дыхательная гимнастика,
  5. разучивание стихотворения по мнемосхеме,
  6. физическая минутка «Птички»
  7. дидактическая игра «Громко — тихо»
  8. дидактическая игра «Доскажи словечко»
  9. этюд на имитацию.

III Этап. Целеполагание.

Заключительная часть – 2 минуты

  1. чистоговорка,
  2. рефликсия.

Ход: I Этап. Организационный момент.

Организационный момент.

Воспитатель: (дети стоят в раздевалке) Ребята, сегодня нам на почту пришло письмо, посмотрим его вместе? Приложение 1. (читает письмо детям)

Воспитатель: Как вы поняли, от кого это письмо?

Дети: Его написала Весна, она не может придти к нам. Ее должны принести птицы на крыльях, но они никак не летят к ней. Она просит помощи у нас отыскать их.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите разыскать птиц и помочь весне поскорее придти к нам?

Дети: Да.

Воспитатель: Что же будем делать? Где нам их искать?

Дети: на улице, в лесу

Воспитатель: Ну конечно, на улице прекрасная погода, сейчас же отправляемся в лес.

А на чем отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

По дороге мчится конь,

Из трубы летит огонь.

По железной конь дорожке,

На железных мчится ножках.

Сто вагонов в раз привёз,

Этот сильный …

Дети: Паровоз

Воспитатель: Угадали, правильно, паровоз, а если он везет за собой вагоны называется поезд. Проходите в вагон (дети садятся на стульчики, поставленные друг за другом в виде сидений в вагоне) занимайте места, садитесь поудобнее, поехали. А чтобы нам не заскучать, споем веселую песенку:

Чистоговорка «Поезд» Приложение 2

II. Этап. Мотивационная деятельность детей.

Основная часть

Воспитатель: Ну, вот, ребята, мы приехали в лес (дети встают со стульчиков, выходят из «вагона» идут на ковер, встают лицом к телевизору) (Слайд 1 изображение леса)

Прислушайтесь, что это? (аудиозапись «Голоса птиц»)

Дети: Это птицы поют.

Воспитатель: значит мы на правильном пути!

Коммуникативная игра «Порадуемся» Приложение 3

Дети садятся на стульчики поставленные полукругом на ковре, лицом к телевизору.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте стихотворение:

Сугроб уже ссутулился от солнечных лучей,

И побежал по улице сверкающий ручей.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Весна!

Воспитатель: А что мы знаем о весне? Какие у нее приметы?

Дети: Растаял снег, день стал длиннее, растет трава, (Слайд 1, вторая картинка) прилетели птицы. (Слайд 2, первая картинка)

Воспитатель: Ребята, а какое солнце весной?

Дети: Светит ярко, греет сильно, что даже снег начинает таять. (Слайд 2, вторая картинка)

Воспитатель: А какое солнце было зимой?

Дети: Солнце светило ярко, но не грело.

Воспитатель: А что вместо снега появляется на улицах?

Дети: Вода, лужи, ручейки. (Слайд 3 ручейки)

Воспитатель: Давайте вспомним, как бежит ручеек:

Пальчиковая гимнастика «Ручеек» Приложение 4

Воспитатель: Ребята, смотрите, наш ручеек зовет нас куда-то, давайте пойдем за ним, возможно, мы кого-нибудь встретим.

Воспитатель: Посмотрите, ручеек привел нас на полянку. (Слайд 3 лесная полянка) Что вы видите? В лесу распускаются первые цветы, как они называются? Воздух пропитан таким нежным ароматом, сделаем глубокий вдох и насладимся лесной свежестью.

Дыхательная гимнастика Приложение 5

Дети свободно встают врассыпную на ковре, после окончания игры садятся на стульчики.

Воспитатель: (Слайд 4 дерево на нем ласточка, аудиозапись «Голоса птиц») Ребята, кто это?

Дети: Птица, ласточка.

Воспитатель: Сейчас мы спросим у нее, не знает ли она, какие птицы должны нам весну принести.

Ласточка: (аудиозапись «Голос ласточки») Конечно, знаю, расскажите мне стихотворение «Весенняя гостья» и сами все поймете.

Воспитатель: А я знаю стихотворение С.И. Белоусова, которое так и называется «Весенняя гостья» послушайте его внимательно, и ответе — кто она, эта весенняя гостья.

«Весенняя гостья»

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою»

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?

Дети: Да.

Воспитатель: О ком это стихотворение?

Дети: О птице, о ласточке.

Воспитатель: выучим это стихотворение и расскажем ласточке, а то я не поняла, какие птицы принесут нам весну, поможет нам его запомнить мнемосхема (читает стихотворение еще раз)

Воспитатель: Кто написал стихотворение? Как оно называется? Я предлагаю название стихотворения и автора обозначить этой картинкой? (Слайд 5)

Воспитатель: Как в стихотворении называю весеннюю гостью?

Дети: Милая певунья, ласточка, родная.

Воспитатель: эту строчку я предлагаю обозначить этой картинкой? (Слайд 6)

Воспитатель: Куда она вернулась?

Дети: К нам домой вернулась. (Слайд 7)

Воспитатель: Откуда она вернулась?

Дети: Из чужого края.

Воспитатель: Под окошком вьется с песенкой живою, как вы понимаете выражение «вьется»? (Слайд 8)

Дети: Значит кружится.

Воспитатель: А какую песенку поет в стихотворении ласточка?

Дети: Я весну и солнце принесла с собою. (Слайд 9)

Воспитатель: И в самом деле, ласточка принесла нам весну и солнце. На улице тепло и солнечно. Вот значит, кого Весна ждет – ласточку. Ребята, а зачем весной птицы возвращаются в наши края? (Если дети затрудняются ответить, продолжаю). Весной перелетные птицы прилетают к нам, чтобы до зимы успеть вывести птенцов, выучить и вырастить их. А сейчас мы с вами превратимся в птичек и немного отдохнем.

Физическая минутка «Птички» Приложение 6

Воспитатель: А теперь мы опять превратимся в ребятишек и поиграем.

Дидактическая игра «Громко — тихо» Приложение 7

Воспитатель: Я буду произносить строчку из стихотворения громко, а вы тихо. И наоборот, я тихо, а вы громко (Слайд 10 вся мнемотаблица на экране)

Дидактическая игра «Доскажи словечко» Приложение 8

Воспитатель: А теперь я начну строчку, а вы ее договаривайте.

Воспитатель: Повторяем стихотворение полностью. (Желающие рассказывают стихотворение ласточке сами)

Воспитатель: Ласточка, понравилось тебе, как дети прочитали стихотворение?

Ласточка: Да, очень понравилось, молодцы!

Воспитатель: А когда ты принесешь Весну к нам?

Ласточка: Скоро, совсем скоро! Ждите!

(Включается аудиозапись «Дождь с громом»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, погода начинает портиться. (Слайд 11 туча, гром, молния, дождь. Слайд 12 хорошая погода)

Этюд на имитацию (музыка дождя и грома) Приложение 9

III Этап. Целеполагание.

Заключительная часть.

Воспитатель: Нам пора возвращаться домой. Пожелаем ласточке поскорее принести нам Весну на своих крыльях. До свидания, ласточка. (дети прощаются) (Слайд 13 вагон)

Воспитатель: садимся в поезд – поехали.

Чистоговорка «Поезд» Приложение 2

Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие.

Рефлексия: Куда мы ездили? Зачем? Кого встретили в лесу? Что вам понравилось в путешествии?

Приложение 1

Письмо

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Вена, я очень по вас соскучилась, и поскорее хочу придти к вам в город. Я жду птиц, которые должны принести меня на своих крыльях. Но они все не прилетают. Помогите мне, пожалуйста, найдите их и поторопите, чтобы они поскорее нашли меня. А поможет вам в этом ваши знания, умения, внимание и смелость. Жду вашей помощи. Спасибо. Весна.»

Приложение 2

Чистоговорка «Поезд»

Цель: развивать все стороны речи ребёнка: фонематический слух, звукопроизношение, речевое дыхание, грамматику и связную речь; учить детей правильно произносить все звуки, отрабатывать дикцию.

Задачи:

  1. Развивать восприятие темпа и ритма.
  2. Развивать навыки управления силой голоса.
  3. Отрабатывать правильный темп, интонационную выразительность речи.
  4. Отрабатывать четкость дикции.
  5. Обогащать словарный запас.

Ход: Дети сидят на стульях, поставленных друг за другом в виде сидений в вагоне.

«Поезд».

Мы в вагончиках сидим

(руки сложены перед грудью)

Мы сидим, мы сидим,

И в окошечки глядим, (повороты головы вправо, влево)

Весело глядим.

Едет, едет паровоз -

(притопывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак)

Чух – чух – чух, чух – чух – чух!

Ребятишек он повёз,

Чух – чух – чух, чух – чух – чух!

А колёсики стучат — так – так – так, так – так – так!

(хлопают ладонями по коленям)

Будто с нами говоря, так – так – так, так – так – так!

(стучат кулаками по коленям)

Громко подаё м гудок:

(поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак)

Ду – ду – ду, ду – ду – ду!

Подъезжает паровоз -

(поднимают и опускают левую руку, сжав пальцы в кулак)

Ду – ду – ду, ду – ду – ду!

Ребятишек он привёз!

Приложение 3

Коммуникативная игра «Давайте порадуемся»

Цель: снятие эмоционального напряжения; учить выполнять простые движения схожие со строчками песни.

Ход игрового приветствия:

Дети встают в круг, выполняют движение в соответствии с текстом.

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А так же порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)

«Доброе утро!» маме и папе (качают руками)

«Доброе утро!» останется с нами (подходят к середине круга)

Приложение 4

Пальчиковая гимнастика «Ручеек»

Цель: развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Обогащать словарь ребенка, развивать память.

Ход:

Солнце ласково смеется (очерчиваем в воздухе круг указательными пальчиками)

Светит ярче, горечей (показываем растопыренные ладони)

Из пригорка звонко льется разговорчивый ручей (указательным пальцем правой руки проводим по ладони левой)

Я журчу, журчу, журчу (ладошки вперед, шевеля пальчиками)

Гладко камешки точу (потираем ладошки)

Синей лентой разбегусь ( «змейка» ладошками)

В речку полную вольюсь (соединить ладошки, разъединенные в стороны)

Хороша моя водица (массируем большим пальцем все остальные)

Наклонись ко мне напиться (наклон, руки «горсткой»)

Речка, травы шевеля (шевелим пальчиками)

Ручейком зовет меня (плавные движения ладонями из стороны в сторону)

Приложение 5

Дыхательная гимнастика

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей; формирование дыхательного аппарата; развитие плавного, длительного выдоха.

Закройте правую ноздрю пальцем, глубокий вдох,

закройте левую ноздрю пальцем, длительный выдох (2-3 раза),

затем вдох через правую ноздрю, выдох через левую.

Вдруг подул ветерок и зашумели листочки

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф (на легком выдохе показываем движение ветра кистями)

И качает так листок – ш-ш-ш

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф (громкие короткие выдохи)

И качает так листок – ш-ш-ш (показываем ветер руками).

Весной просыпаются насекомые и разные жучки собираются, чтобы пообщаться друг с другом.

Усы раздвинув смело (разводим руки в стороны)

Жуки жужжат в траве: – Жжжжууу (наклон вперед, выдох, обхватить себя руками)

Сказал крылатый жук (руки в стороны, вдох)

– Посижу и пожужжу, жжжууу (наклон вперед, обхватить себя руками, медленный выдох).

Приложение 6

Физическая минутка «Птички»

Цель: поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне, оздоровление детей.

Задачи:

  1. Снять утомление, усталость и напряжение.
  2. Внести эмоциональный заряд.
  3. Совершенствовать общую моторику.
  4. Вырабатывать координацию движений во взаимосвязи с речью.

Птички в гнездышках сидят и на улицу глядят.

Погулять они хотят и тихонечко летят (Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями)

Птички начали спускаться (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу

Пролететь нам надо много (дети встают и машут «крыльями»)

Вот родимые края. Ура! Ура!

Приземляться нам пора (приседают)

Приложение 7

Дидактическая игра «Громко — тихо»

Цель: учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитывать умение менять силу голоса. Закреплять правильное произношение звуков.

Я буду произносить строчку из стихотворения громко, а вы тихо. И наоборот, я тихо, а вы громко.

Приложение 8

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Цель: развивать речевую активность детей, логическое мышление, слуховое внимание.

Задачи: развивать логическое мышление, чувство рифмы;

- А теперь я начну строчку, а вы ее договаривайте.

- Повторяем стихотворение полностью.

Приложение 9

Этюд на имитацию (музыка дождя и грома)

Цель: развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно – эстетические и этические чувства

Задачи:

формировать умение детей выражать эмоции радости и грусти;

формировать умение имитировать простейшие движения;

развивать ориентировку в пространстве;

развивать мелкую моторику рук;

развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

- Набежала тучка (сидя на полу)

- закапал дождик (стучат пальцами по полу)

- засверкала молния (стучат ладошками по полу)

- загремел гром (стучат кулачками по полу)

- дождь совсем прекратился.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год