Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Театрализованная деятельность как метод преодоления нарушений коммуникативной сферы
Театральные занятия
Автор: Чадаева Валентина Юрьевна   
06.04.2015 13:01

Театрализованная деятельность как метод преодоления нарушений коммуникативной сферыТеатрализованная деятельность как метод преодоления нарушений коммуникативной сферы

Нарушения речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконинина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В татрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.

Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет нам педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы: игры в кукольный театр; игры-драматизации; игры-представления (спектакли). Как утверждал Л.С. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Психологические механизмы воздействия театрализованной деятельности

Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности:

  • искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка
  • под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т.е. негативные чувства, превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию (Л. С. Выготский).

Очень важна в арттерапии психологическая комфортность, которая предполагает:

  • снятие по возможности всех стрессообразующих факторов
  • раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности
  • развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, т.к. театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью)
  • преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого.

Содержание театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность способствует развитию:

  • психофизических способностей (мимики, пантомимики)
  • психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.)
  • речи (монолог, диалог)
  • творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, пальчиковым и др.); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Для коррекции нарушений коммуникативной сферы мы выполняем и организовываем

Упражнения и этюды:

Ребенок не задумывается над тем, как он, например, поднимает упавший карандаш, или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так-то просто. Развивают эту способность упражнения и этюды. Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Угощение, Разговор по телефону, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Удивление, Страх).

Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой) и сформулировать его речевую характеристику.

Ритмопластику:

У детей с недоразвитием речи наблюдается перенапряжение ( «зажим») всех или отдельных групп мышц или расслабленность ( «развязность») движений. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления тела, лежа на полу.

Кукольный театр:

Дети с удовольствием берут в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывают о своих мыслях. С помощью куклы они выражают и регулируют собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.

Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность преодоления нарушений коммуникативной сферы.

Литература

  • Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. М.: Сфера ТЦ, 2003. — 128 с.
  • Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ. Дрофа, 2008.
  • Доронова Т.Н. Играем в театр. Просвещение. 2004.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год