Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический опыт работы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»
Театральные занятия
Автор: Наливайко Татьяна Григорьевна   
16.09.2016 22:06

Педагогический опыт работы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»Педагогический опыт работы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»

Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них успехом.

За время работы в детском саду ещё ни разу не слышала от детей отказа от участия в театрализованных играх. Дети с большим удовольствием принимают участие в различных видах театрализованной деятельности. Это и режиссёрские игры и игры- драматизации. Они позволяют создать благоприятную эмоциональную базу для развития положительных эмоций, этических чувств.

 

Индивидуальное выполнение различных творческих заданий в игровой форме приводит к простейшим умозаключениям, помогает детям самостоятельно проводить анализ выполненной работы, сравнивать и сопоставлять сюжеты и постановки. Мой опыт работы показал, что театрализованную деятельность можно использовать во всех возрастных группах, как на занятиях, так и вне них. В самостоятельной художественной деятельности, в предварительной и индивидуальной работе с детьми, в разной сфере деятельности детей.

Театрализованные игры включают в себя:

  • действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурками)
  • непосредственное действие по ролям
  • литературная деятельность: проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений; -изобразительная деятельность носит характер пространственно-изобразительной, оформительской, дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей
  • музыкальная деятельность: исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, напевание и т. д.

Свою работу по театрально-игровой деятельности планирую заранее, подбираю материал соответствующего содержания, ставлю перед собой педагогические задачи, целью которых является формирование творческих способностей детей. Помогаю детям организовать деятельность, объединиться в небольшие творческие группы, вместе подготовить, оформить и проиграть от начала до конца литературное произведение.

Театрализованные игры планирую ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Однако, для того, чтобы дети могли играть сами, ещё в младшей группе нужно уделять внимание самостоятельной художественной деятельности, учить разыгрывать с помощью взрослых знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.

В работе с детьми младшего возраста использую песенки,

потешки, скороговорки. С их помощью учу детей сочетать слова и движения. Для оживления игр с пальцами изготовила пальчиковый театр.

Персонажи пальчикового театра делаются из бумаги, картона, ткани, вяжутся крючком. Это миниатюрные фигурки, которые надеваются на пальцы. С помощью таких игрушек обыгрываю с детьми ряд стихотворений и потешек.

Например:

«Этот пальчик-дедка,
Этот пальчик-бабка,
Этот пальчик-папенька,
Этот пальчик-маменька,

Этот наш малыш
Зовут его (называется имя ребёнка).

Когда дети приобретают опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившееся литературное произведение с помощью слов, мимики, жестов передавать различные образы. Всё это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу.

При подборе театрализованной игры следует использовать хорошо знакомые детям произведения, обязательно содержащие диалог. Например, «Кисонька-мурысонька», «Ванька-встанька» А. Барто, «Перчатки» С. Маршака, русские народные сказки. Для обыгрывания более сложных произведений подбираю иллюстрации, слайды, грамзаписи.

Выбранное произведение читаю с установкой на последующее его обыгрывание. После чтения задаю вопросы, которые помогают воспроизвести последовательность действий, характерные черты персонажей. Так, выбирая для обыгрывания русскую народную сказку «Теремок», дети отмечают, что все звери добрые, весёлые, хотят жить дружно, а медведь сердитый.

Если произведение большое, можно поделить его на части. Например, сказка «Лиса, заяц и петух» разделена на три части. Разучив с детьми первую часть, предлагаю построить лубяную и ледяную избушки и обыграть этот эпизод.

Работаю с детьми индивидуально или небольшой подгруппой. Каждый ребёнок должен знать текст всех действующих лиц, уметь вовремя дать реплику соответственно взятой роли, включаться в действие. Поэтому повторяю с детьми пересказ произведения в лицах.

При организации театрализованных игр обращаю внимание на выразительность речи. Учу управлять силой голоса, тембром,

После разучивания текста начинаю работать с детьми над движениями. Учу их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться). Предлагаю детям попробовать себя в определённой роли, затем выбрать лучших исполнителей. Если при распределении ролей возникают споры, использую считалочки.

Неотъемлемой частью театрализованной деятельности являются несложные атрибуты, куклы, элементы декораций, костюмы. В средней группе атрибуты подготавливаю сама, а в старших привлекаю к обсуждению и изготовлению несложных костюмов и декораций детей и родителей.

Игрушка немаловажный спутник жизни детей. Умная, яркая, она способствует гармоническому развитию ребёнка, воспитанию нравственных чувств, эстетического вкуса, первичных социальных интересов. Сначала для проведения спектаклей привлекла других воспитателей, чтобы дети увидели, как нужно обращаться с куклами. Затем начала привлекать детей по подгруппам (3-4 человека) для знакомства с техникой управления куклами. Когда дети научились свободно управлять куклой, начали приглашать малышей для просмотра поставленных спектаклей. Это «Теремок», «Репка», «Три поросёнка» и т. д. Такие постановки вызывают у детей интерес. После спектаклей дети долго отражают свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисовали, лепили, разыгрывали отдельные сценки.

После спектаклей дети обмениваются впечатлениями, раскрывают замысел автора — побеждает дружба, искренность, справедливость, правдивость, доброта.

Для таких постановок привлекаю стеснительных детей, для приобретения уверенности в себе. После спектаклей речь детей становится чёткой, яркой, интонационно выразительной. У детей возникает желание постоянно принимать активное участие в постановках.

Большую воспитательную ценность имеет изготовление игрушек самими детьми. С огромным желанием и старанием мастерят старшие дошкольники эти игрушки и используют их в театрализованной деятельности. Детей старшего возраста привлекла к изготовлению тряпичных кукол, игрушек из оригами, картона.

Очень нравиться детям мастерить конусные игрушки—это сказочные персонажи, фигурки животных и людей, декорации. С помощью конусного театра удобно моделировать развитие сюжета по своему усмотрению. Дети могут самостоятельно придумывать конец базовой сказки или придумать свою сказку с уже знакомыми персонажами. На основе конусных игрушек с помощью детей изготовили такие сказки: «Семеро козлят», «Три Поросенка», «Красная шапочка», «Репка». Для проявления самостоятельной творческой деятельности в группе в доступном месте оформлен уголок «Детский театр».

Дети в свободное время самостоятельно моделируют рассказы, сказки, стихи и показывают их друг другу.

На формирование личности ребёнка влияние кукольного театра огромно. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными. Так как, находясь за ширмой, они должны быть предельно внимательными, чтобы вовремя включиться в театральное действие, уступить у ширмы друг другу место, не споря и не толкаясь, уметь подавать свою реплику вовремя и эмоционально. Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Работая над театрализацией сказки, я использовала следующий план:

I. 1. Чтение сказки.

2. Беседа по содержанию.

II. 1. Рассказывание сказки по ролям.

2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки

III. 1. Работа с артистами:

а) выразительное чтение;

б) игровые движения;

в) мимика.

2. Индивидуальная работа по ролям.

3. Закрепление.

IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.

2. Закрепление.

V. Генеральная репетиция.

VI. Премьера.

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально — чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей.

Для них я проводила консультации, давала советы рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома.

Так же организовывала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти. Для родителей были организованы тематические вечера «Рождество», «Что нам дарит осень?», в подготовке которых они приняли активное участие (изготовление костюмов, масок, декораций).

Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

Театр формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира. Работая с детьми, я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов. Но кем бы ни были в будущем дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброта, чистота помыслов и поступков будет присутствовать с ними всегда.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год