Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Спорт, тренировки
Автор: Чепрасова Светлана Андреевна   
06.09.2024 21:22

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: В статье рассмотрены основные особенности развития физических способностей у детей старшего школьного возраста. Основной акцент сделан на увеличении силы и выносливости, развитии координации и баланса, улучшении гибкости и пластичности, развитии скорости и реакции, а также усовершенствовании техники в спортивных видах. Эти ключевые аспекты помогут родителям, учителям и тренерам лучше понять и поддержать физическое развитие детей старшего школьного возраста, способствуя их здоровью и активному образу жизни.

Ключевыеслова: сила, гибкость, старший дошкольный возраст, особенности развития организма, физические способности, координация.

Физическое развитие играет ключевую роль в общем развитии детей, особенно в старшем школьном возрасте. В этот период происходят значительные изменения в физических способностях детей, их силе, выносливости, координации движений и гибкости.

Следует отметить следующие особенности развития физических способностей в старшем школьном возрасте:

  1. Развитие скелета в этом возрасте ещё полностью не завершено, но костный аппарат способен выдерживать большие нагрузки, что делает этот возраст сенситивным для проявления силовых способностей.
  2. Высокий уровень развития двигательного аппарата и мышечного чувства позволяет в старшем школьном возрасте достичь высокого уровня развития таких физических качеств, как быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве, максимальная частота движений, время двигательной реакции.
  3. Анатомическое строение в старшем школьном возрасте становится таким же, как у взрослого человека.
  4. Повышаются функциональные возможности органов дыхания, поэтому организм лучше обеспечивается кислородом.

Юношеский возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10 –12 сми тяжелее на 5 –8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.

В старшем школьном возрасте дети продолжают укреплять свои мышцы и развивать выносливость. Они способны выполнить более сложные физические упражнения и улучшить свои показатели в спортивных играх.

В этом возрасте дети становятся более уверенными в своих движениях и улучшают свою координацию. Они могут лучше контролировать свое тело и выполнять сложные движения, такие как прыжки, балансирование и метание.

В старшем школьном возрасте дети также развивают свою гибкость и пластичность. Они могут выполнять более сложные упражнения по растяжке и гибкости, что способствует улучшению общего физического состояния.

Ю.Ф. Курамшин, С.М. Гузь отмечают, что возраст 13-17 лет характеризуется наибольшим приростом максимальной силы. Целенаправленное использование силовых упражнений в физическом воспитании школьников старших классов, наряду с развитием других физических качеств, позволит с большей эффективностью воздействовать на уровень физической подготовленности [8; 9].

Дети старшего школьного возраста улучшают свою скорость движений и реакции на внешние стимулы. Они могут быстро отреагировать на изменяющуюся обстановку и выполнять задачи с минимальным временным интервалом.

Исследуя развитие гибкости у школьников, необходимо иметь в виду, что подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет. Эластичность и растяжимость мышечного и сухожильно-связочного аппаратов в этом возрасте обеспечивает стабилизацию гибкости. При благоприятных условиях развитие гибкости происходит до 16-17 лет [7; 8]. В реальности решение задач физического воспитания молодого поколения в рамках традиционно сложившейся системы обучения обусловлено рядом взаимосвязанныхфакторов. Так, снижение объема двигательной активности школьников приводит к ослаблению здоровья и ухудшению показателей физического развития, что, в конечном счете, отражается на низком уровне физической подготовленности учащихся средних и старших классов.

В старшем школьном возрасте дети могут сосредоточиться на определенных видах спорта и усовершенствовать свою технику в них. Они могут принимать участие в соревнованиях и развивать свои спортивные навыки.

Понимание этих особенностей развития физических способностей в старшем школьном возрасте поможет родителям, учителям и тренерам создать эффективные программы физического развития для детей и поддерживать их здоровье и активный образ жизни.

Таким образом, в исследовании сделан основной акцент на увеличении силы и выносливости, развитии координации и баланса, улучшении гибкости и пластичности, развитии скорости и реакции, а также усовершенствовании техники в спортивных видах. Эти ключевые аспекты помогут родителям, учителям и тренерам лучше понять и поддержать физическое развитие детей старшего школьного возраста, способствуя их здоровью и активному образу жизни.

Список литературы

  1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // ИВ ОСДЮШОР «Спортвест». 2007. № 4. С. 54-57.
  2. Фролова С.С. Проблематика разработки комплексных программ по физической культуре для общеобразовательных школ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 5. С. 58-60.
  3. Осипов А.Н. Повышение мотивации к урокам физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 11. С. 76-80.
  4. Милушкина О.Ю., Федотов Д.М., Бокарева Н.А., Скоблина Н.А. Возрастная динамика мышечной силы современных школьников // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013. № 1. С. 62-65.
  5. Лях В.И., Зданевич A.A. Комплексная программа физического воспитания. 1-11 классы. М.: Изд-во «Просвещение», 2011.
  6. Верхошанский Ю.В. Специальная силовая подготовка // Легкая атлетика. 2001. № 1. С. 29-36.
  7. Лях В.И. Гибкость и методика ее развития // Физкультура в школе. 1999.
  8. Гузь С.М. Силовая подготовка школьников // Физическая культура в школе. 2009. № 4. С. 17-23.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 34 (350) выйдет
15 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год