Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Практические рекомендации воспитателей подготовительной группы детского сада для родителей на тему формирования мотивационной готовности ребенка к школе.
Скоро в школу
Автор: Сидорова В.В., Асатрян М.М.   
03.03.2024 06:40

Практические рекомендации воспитателей подготовительной группы детского сада для родителей на тему формирования мотивационной готовности ребенка к школе.Практические рекомендации воспитателей подготовительной группы детского сада для родителей на тему формирования мотивационной готовности ребенка к школе.

Воспитатели 1 квалификационной категории МАДОУ дс «Детство» Сидорова В.В., Асатрян М.М.

Многие родители, у которых есть дети дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка и нежеланием идти в школу. Как же сформировать желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у дошкольника, который считает, что учиться скучно?

Сегодня все чаще учителя начальных классов говорят о том, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы.

Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, но в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно сложно, поэтому первая наша рекомендация –посещение детского сада. Как бы вы ни были заинтересованы в воспитании и развитии своего малыша, организовать воспитательно – образовательный процесс дома правильно практически невозможно, хотя бы даже и потому, что вам не хватит технических возможностей для оснащения всем необходимым своей квартиры, соблюдая требования всех образовательных областей. Да и вряд ли вы создадите для себя и ребенка целую образовательную программу, которой должны будете следовать неотступно на протяжении нескольких лет. Кроме того, обязательное условие формирования успешной учебной мотивации – принятие социальных норм, которые возможно принять и осознать только будучи в большом коллективе сверстников, что называется успешной социализацией дошкольника. Так же важен хороший пример других детей. Дети, не посещающие детский сад, не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников. Кроме того, следует обратить внимание на то, что с активным приливом мигрантов в наш регион, 40 % общего количества первоклассников составляют дети – билингвы, для которых при отсутствии опыта посещения детского сада львиную долю времени пребывания в школе займет привыкание к среде сверстников, говорящих на плохо знакомом им языке.

Никогда, слышите, никогда не думайте о том, как бы пораньше отдать ребенка в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание организма (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, потому что органически он еще недостаточно сформирован – рука не готова к письму, физическое развитие еще не достигло положенного уровня. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок будет тихо ненавидеть школу.

Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля, который формируется медленно, постепенно и только в процессе целенаправленной образовательной деятельности. Психологически ребенок готов к объективной самооценке только к старшему дошкольному возрасту. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, что достигается только в процессе тренировки, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Это значит, что ребенок стремится учиться и переживает, если такой возможности нет, а учёба интересна ребёнку именно как серьёзная деятельность, а не новый вид игры. У такого ребенка учебные мотивы развиты в достаточной степени, а первенство среди них занимают познавательные и социальные.

Задача взрослого дать ребенку положительные представления о школе и донести до своего воспитанника, что в школу ходят не потому, что так заведено, а потому что там можно приобрести новые знания и умения. Только при наличии этих двух аспектов можно говорить о сформированной позиции будущего школьника.

Итак, резюмируя все сказанное, можно сделать вывод, что психологическая готовность к школе (синоним: школьная зрелость) – это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе, которая подразделяется на:

  • интеллектуальную готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)
  • эмоциональную готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями)
  • социальную готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Что же делать, если вы ни в чем не уверены… Спросите у нас!

В детском саду мы оцениваем готовность ребенка к школьному обучению по сформированности следующих компонентов.

Мотивационный компонент:

  • сформированность у ребенка представлений об особенностях школьной жизнедеятельности
  • способность удерживать внутреннюю позицию ученика
  • сформированность позиционного, социального и оценочного мотивов
  • появление учебно-познавательного мотива.

Интеллектуальный компонент:

  • развитие любознательности, познавательных процессов мышления
  • овладение навыками мыслительной деятельности.

Эмоционально-волевой компонент:

  • позитивная динамика в развитии произвольности и регуляторных способностей у детей
  • появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки, повышение уверенности в себе.

Коммуникативный и социальный компоненты:

  • развитие коммуникативных способностей
  • принятие ребенком собственной индивидуальности, своих возможностей
  • рост социальной успешности детей.

Для того чтоб получить достоверную оценку готовности ребенка к школьному обучению, кроме воспитателей группы в исследовании принимают участие сразу несколько специалистов: старший воспитатель, педагог – психолог, учитель – логопед, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Мы не устраиваем ребенку краш – тесты, а действуем исключительно деликатно – большей частью, наблюдаем за ним в любых видах деятельности. Безусловно, есть методы диагностики, требующие определенного протокола, но и тогда мы стараемся в процессе обычной деятельности ребенка дать ему «необычные» задания. И после этого, имея каждый свои результаты, мы собираемся вместе и делаем выводы относительно каждого нашего воспитанника.

В формировании у дошкольников мотивационной основы школьного обучения решающую роль, конечно, играет семья, так как отношение ребенка к поступлению в школу во многом определяет отношение к этому событию их родителей. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание мы стараемся уделить ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника, и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у родителей. По закону 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в первый класс можно идти с 6,5 до 8,5 лет. Дети начинают учебу в период от 6,5 до 8 лет — так требует закон. Иногда родители хотят зачислить ребенка в первый класс раньше или позже. Вот что стоит учитывать в такой ситуации. Решение о зачислении принимает не директор школы или гимназии, а департамент образования/управление развития образования. Родители должны подать заявление и указать причины раннего или позднего поступления в первый класс. Сотрудники департамента/управления могут предложить родителям пройти с ребенком медкомиссию или отдельных специалистов. Если ребенок собирается в первый класс в 6,5 лет, то Департамент образования или Городское управление образования может предложить пройти ребенку комиссию с участием психологов и других специалистов. Они проверят готовность ребенка к школе и дадут разрешение идти в первый класс. Документ оформляется в двух экземплярах, один из которых нужно передать школе, второй – продолжит храниться в органах управления образованием. Обычно разрешение выдают в течение 3-5 дней. При проблемах с развитием ребенка так же могут предложить пройти ПМПК, чтобы определить программу обучения. Бывает, что поступление в 1 класс отложилось по ряду причин, не зависящих ни от ребенка, ни от родителей. Тогда департамент/управление образования может разрешить зачисление только на основании заявления или предложить пройти внутреннюю комиссию. Если в 8 лет ребенок не поступил в первый класс, то можно считать, что родители нарушают его право на образование. Работники образования могут привлечь органы опеки, которые вправе поставить вопрос об ограничении в родительских правах. Родителей также могут пригласить на беседу с комиссией по делам несовершеннолетних. Для родителей, которые отдали ребенка в 6 лет, никакой ответственности не предусмотрено. Даже в случае, когда прогнозы не оправдались и ребенок не смог адаптироваться и нормально учиться в первом классе. Родители могут забрать документы из школы по своей инициативе и подать новое заявление в первый класс на следующий год.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год