Методическая разработка сценария родительского собрания «Сохранение семейных традиций в современном образовательном пространстве» в подготовительной группе |
Родительские собрания | |||
Автор: Вечканова Татьяна Васильевна | |||
05.09.2023 06:57 | |||
Методическая разработка сценария родительского собрания «Сохранение семейных традиций в современном образовательном пространстве» в подготовительной группе муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Начальная школа-детский сад "Росток" городского округа Самара Выполнили воспитатели: Вечканова Т.В. "У каждой семьи есть своя "живая душа", в которой есть и цветущий райский сад, и родники "живой" воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями — глубоко в землю. Добрые традиции подобны этим родникам укрепляют, животворят семью". (Л. Н. Толстой). 1. Вводная часть.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которая состоит из распорядка дня, обычаев, уклада жизни и привычек его обитателей. Большинство семейных ритуалов несут в себе не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность: с одной стороны, направлен на поддержание семьи как целостной системы, с другой стороны, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности. Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей. Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь волшебный ключ, который называется доверием. Проблема: Недостаточное знание родителей и детей о традициях современной семье. Цель собрания - Создать условия для осознания значимости семьи для ребенка, родителей, а также для общества. Способствовать сохранению семейных традиций, умению донести до детей, что этими традициями родители дорожат, так как они сохраняются из поколения в поколение. Вызвать интерес к созданию новых традиций в семье. Задачи собрания. Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни. Актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития ребёнка; проанализировать наличие традиций в современных семьях. Укрепление взаимодействия с семьями воспитанников, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребёнка и в совместной педагогической деятельности с ДОУ. Обобщить и распространить положительный опыт воспитания, с помощью традиций; Участники: воспитатели, родители, старший воспитатель. Предварительная работа:
Оборудование Музыкальное сопровождение. Памятки и изречения. Изготовление ромашки "Цветок настроения" ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Дети: приобретут знания о семье, семейных традициях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи. Родители: приобретут знания об общих традициях семьи и детского сада; укрепят межсемейные и внутрисемейные связи; будут гордиться своими семейными достижениями; научатся хранить и чтить свои семейные традиции. Воспитатели: расширят знания о семейных традициях; познакомятся с семьями своих воспитанников, их укладом жизни, традициями, что будет способствовать тесному сотрудничеству 2. Основная часть «Семейный вернисаж» Семейный вернисаж – выставка, которая демонстрирует результаты совместной деятельности родителей и детей. Звучит спокойная, приятная музыка. Воспитатель — Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас. - Скажите, в детском саду Вас всегда тепло встречают и ждут с любовью? Кто в детском саду с детьми вместо отца и матери? Можно сказать, что детский сад – это своего рода семья? (Ответы родителей). - Как хорошо быть рядом с близкими людьми. Я вижу это по Вашим улыбкам, сверканию глаз. Друзья, как вы сегодня счастливые! Сколько тепла и любви на Ваших лицах. И поскольку мы собрались под крышей нашего общего дома – детского сада – то можем считать себя одной большой дружной семьёй! Вы согласны? Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никто другой. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Для ребёнка очень важно знать, что ему доверяют, чувствовать свою значимость и нужность. Совместные дела воспитывают в детях чувство ответственности, уверенности, повышают самооценку, развивают положительные эмоции: чувство радости, удовлетворения, но самое главное сближают его с родителями, братьями, сестрами и другими членами семьи. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Но вначале, давайте после трудового рабочего дня немного расслабимся. И предлагаем вам: "Цветок настроения" Цель: Создать у родителей прекрасное настроение, желание общаться. Возьмите цветок — оторвите лепесток (вежливости) и подарите соседу, тот свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече. Истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть тесная связь между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья. 1. Задание – игра «Вопрос – ответ». Воспитатель. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Вопрос – ответ». Перед Вами цветок – ромашка. Родители по желанию отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждаем ответ. Параллельно на некоторые вопросы с отвечают дети, ответы читает воспитатель. Вопросы:
Воспитатель — Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Существует такое понятие, как «родословная семьи». Родословная семьи — это своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Знать свою родословную очень важно, потому что она осуществляет связь прошлого, настоящего и будущего, знакомит каждое новое поколение членов семьи с историей, традициями, символами, достижениями рода. Мы с Вами провели большую работу по составлению родового древа. Какие они – наши семьи, семьи ребят из нашей группы? Мы можем многое узнать о них, посмотрев на родословные, которые вы составили с детьми. Посмотрите, какие яркие, красочные они получились. Предлагаю Вам рассказать о проделанной работе. Родитель: …Корни родословной глубоки, Я мечтаю знать о них побольше Времена те были далеки, Хочется, чтоб помнили их дольше. Помнить всё и знать свой род, Я считаю, что обязан каждый, Может это приведёт народ В век неравнодушия однажды! Несколько семей вместе с ребёнком представляют своё родословное древо и рассказывают о нем. 3. Задание – «Народная мудрость» Воспитатель: Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных легенд, сказок, пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки буду говорить я, вам надо будет вспомнить её окончание.
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). Вы многое в свою семью переняли от своих родителей, от чего-то отказались, кое-что переосмыслили. Самым ярким элементом семейного воспитания являются семейные традиции. Семейные традиции сближают всех родных, делают семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей. В каждой семье есть традиция: по вечерам мы с ребенком ведём задушевные беседы. Садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Всё это, конечно же, строится на доверии.
Какие же традиции сложились в ваших семьях? Выступление родителей:
– Мы на Новый год всегда наряжаем живую елку –Это задача дочери и мужа. А я с дочерью пеку «рождественское» печенье. Так что наша елка украшена не только игрушками, но и печеньем, и конфетами. Эта традиция пришла к нам из моей семьи. Есть у нас и традиции новые, собственные. Мы, например, редко видимся и собираемся вместе, поэтому я ввела воскресный обед. Собираемся за столом всей семьей, сервируем стол красиво, суп наливаем в супницу и чинно обедаем. - Спасибо вам за то, что в семьях вы имеете семейные традиции, уважаете старших и их труд, помогаете младшим, создаёте гармонию, всех вас объединяет одно слово, -"семья". Воспитатель: В нашем детском саду есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников: Эти традиции: «Здравствуй осень», «Новый год», «День технического творчества», «23 февраля», «День Победы», «8 марта», «Спортивные праздники», с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем. Коллектив детского сада считает: создание традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем. 5. задание «Пословицы и поговорки» Цель: Развивать социальное мышление, социальное креативность, общительность, знакомить с правилами поведения в обществе. - А сейчас, я предлагаю вам, уважаемые родители бумажные сердечки с русскими народными пословицами о семье, подумайте и объясните значение пословицы. "При солнышке тепло — а при матери добро" "Мать кормит детей — как земля людей" "Нет лучше дружка — чем родная матушка" "Не нужен клад — когда в семье лад" "Хозяюшка в дому — что оладышек в меду или пчела в саду" "Не красна изба углами — красна пирогами" "В гостях хорошо — а дома лучше" "Дома и — стены помогают" "Мой дом — моя крепость" "Каковы родители — таковы и детки" "Жизнь прекрасна — когда дома мир". Спасибо вам за ваши душевные объяснения. Воспитатель: Наш детский сад возник не на пустом месте. Он тоже имеет свою историю. Воспитатель рассказывает историю появления детского сада и сопровождает свой рассказ презентацией 6 задание Работа с выставкой «Мой семейный логотип» Воспитатель: Со времён средневековья зародилась традиция изображать свой семейный герб. В древние времена у каждой знатной семьи был свой герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции, ценности. По сей день многие английские, испанские, итальянские семьи придерживаются этой традиции. Хочется, чтобы и в нашей стране каждая семья имела символ своей семьи – герб. Сейчас вместо слова «герб» используют новое слово «логотип». Многие из Вас участвовали в акции «Семейный логотип» и придумали логотипы своей семьи. Воспитатель предлагает нескольким родителям представить семейные логотипы разными способами. Воспитатель: Наш детский сад – это большая дружная семья. И у него есть тоже свой логотип – «Росточек» Группа наша тоже имеет свой логотип – «Земляничка» Воспитатель демонстрирует и рассказывает о логотипе детского сада родителям. 7 задание Работа с выставкой «Мой семейный альбом» Воспитатель: Сильна семья любовью, уважением, традициями, семейными реликвиями. Одной из них, по праву, считается семейный альбом. Семейный альбом – это огромное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное, с другой, -загадочное и удивительное. Каждая фотография в нем –это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое. У Вас, в каждой семье есть семейные альбомы. Воспитатели детского сада сохраняют эту традицию и в группе создаем презентацииразличной тематики: «Здравствуй осень», «Первый Новый год», «День технического творчества», «8 марта» и т. д. Заключительная часть. Семейных традиций множество – нужно просто на жизнь семьи внимательней взглянуть и привычные дела назвать громкими словами. Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Итоги собрания: Дорогие родители, именно от вас, большой степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей. Рефлексия: Уважаемые родители дети приготовили для вас "подарки "свои ладошки. А вы напишите на каждом пальчике — как вы называете ласково своего ребёнка под музыку "Гимн Семьи" (И. Резник). Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании. "Ребёнок учиться тому, Что видит у себя в дому. Родители — пример ему! Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них всё то, чему их учит. Не волк воспитывал овец, Походку раку дал отец! Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе. И за слова: легко толкнуть детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, чтоб не каяться потом." Себастьян Брант. В завершении, всем родителям дарятся памятки с правилами по воспитанию детей. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
|