Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Схематическое рисование как метод интеграции изобразительного творчества и речевого развития
ИЗО детям
Автор: Портнова Ольга Ивановна Жарова Жанна Юрьевна   
24.12.2018 20:43

Схематическое рисование как метод интеграции изобразительного творчества и речевого развитияСхематическое рисование как метод интеграции изобразительного творчества и речевого развития

Авторы:

  • Портнова Ольга Ивановна
  • Жарова Жанна Юрьевна

Воспитатели Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза Новикова А. В. города Новокуйбышевск городского округа Новокуйбышевск. Структурное подразделение "Детский сад "Бабочка" город Новокуйбышевск Самарская область

Почему дети рисуют? На этот сакраментальный вопрос специалисты различного профиля дают различные ответы. Психофизиологи полагают, что детские рисунки — четкое отражение этапов развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка. Так, дети до 6 лет не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сбоку. По мнению нейрофизиологов, детское рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия.

Для клинических психологов важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование дает ему возможность в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Дети, как правило, рисуют не предмет, а свое обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Недаром выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский назвал детское рисование «графической речью». В изобразительной деятельности участвуют и проявляются все психические процессы. Исследователи указывают на развитие восприятия формы, цвета и пространственных отношений на занятиях по рисованию, моторики, внимания и воображения. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и в определенной степени уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности ребенка находят отражение такие специфические особенности его мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

Особо значимым в развитии изобразительной деятельности является период,

когда ребенок начинает сам ставить перед собой изобразительную задачу. Рисование его переходит при этом в новую стадию — стадию собственно изобразительной деятельности.

Совершенствование изобразительной деятельности связано с развитием на протяжении детского возраста механизмов зрительно-двигательной координации, зрительно-двигательной готовности к рисованию.

Процесс рисования, как правило, сопровождается рассказом ребенка, словесными обозначениями изображаемых предметов. Словесные обозначения помогают ребенку вычленить в предметах их признаки. Слово на первых шагах овладения изобразительной деятельностью является существенной «добавкой» к детскому рисунку. По мере овладения языком графического изображения рисунок приобретает все более самостоятельное значение, потребность в словесных дополнениях к нему постепенно уменьшается. Слова начинают в основном нести функцию регулирующую, планирующую процесс изображения, контролирующую способы и приемы изображения.

Одна из наиболее характерных особенностей рисунка ребенка — его схематизм.

В рисунке ребенок стремится передать все свои знания о предмете. Затруднение вызывает у него передача динамики предметов. Нередко выход из него дети (наиболее часто младшие дети) находят в звукоподражаниях, жестах. От динамики моторного порядка и непроизвольной ребенок постепенно переходит к динамике зрительной, изображаемой. Трудность для ребенка представляет и передача перспективных сокращений, пропорциональности отдельных частей предмета и т. п.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так как — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для их умственного воспитания.

Интеграция речевого развития и изобразительной деятельности позволяет ребенку не только посредством рисунка образно отразить действительность, но и реализовать другие творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию, расположение частей. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

В процессе изобразительной деятельности происходит развитие наглядно-образного мышления. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

Алгоритмические схемы рисования и лепки широко используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста, они позволяют выделить основные существенные детали предмета и показать последовательность их изображения в рисунке или лепке. Использование схем-алгоритмов во многом позволяет преодолеть эти трудности. Схемы-алгоритмы для дошкольников просты, рациональны, стилизованы и условны, но отражают характерные черты конкретного предмета, а потому безошибочно узнаются детьми. Алгоритмические схемы состоят из знакомых детям форм, которые они уже умеют рисовать, алгоритм же помогает им соотнести размер этих фигур, правильно разместить их в пространстве относительно друг друга, чтобы в результате получить изображение, более сложное по строению.

Схематическое рисование способствует тому, что постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это говорит о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, так как он появился в результате замысла.

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. А именно:

  1. Занимаясь рисованием, дети знакомятся с материалами (краски, карандаши, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Каждый этап работы проговаривается.
  2. На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
  3. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. С помощью речи дошкольник поясняет содержание изображения, устраняет возможное расхождение между элементами рисунка и деятельностью. Такие пояснения для него очень важны, поскольку рисунок адресован другому человеку и должен быть ему понятен.
  4. Занятия рисованием, способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
  5. По ходу рисования речь позволяет дошкольнику преодолеть ограниченные возможности изобразительных материалов. Ребенок дает персонажам характеристики, которые трудно отразить на бумаге (например, нравственные качества). Опираясь на речь, ребенок преодолевает несовершенство собственной ручной умелости: неумение показать пропорции, перспективу, динамику события. Так, используя звукоподражание, он передает полет самолета.
  6. С помощью речи дошкольник выражает отношение к своему рисунку, например его эстетическую оценку. По ходу рисования ребенок обращается к взрослому, когда стремится узнать его мнение о рисунке или просит помочь и т.д.
  7. Речь постепенно начинает контролировать, планировать и регулировать процесс рисования, помогая ребенку стимулировать и воплотить замысел. Планирование деятельности в речи значительно повышает ее эффективность, делает замысел устойчивым, а его достижение более быстрым, точным, правильным. На основе планирования практическая и умственная деятельность становятся произвольными и целенаправленными.
  8. Действия детей, сопровождаемые речью в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.
  9. Нужно обучать ребенка выражать свои мысли не только графически, но и словом. Рисунки детей должны служить одними из первейших средств развития речи.
  10. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. Отношением, полным интереса, следует поощрять ребенка. Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский).
  11. Речь педагога в качестве образца, которому дети могут и должны следовать. То есть она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного. Образные сравнения, стихотворные тексты, загадки – все это помогает создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.

Этот важный факт влияния речевой и мыслительной деятельности на изобразительную деятельность часто не учитывается. Постоянно приходится наблюдать, что во время занятий рисованием в детском саду воспитательница останавливает говорящих детей, не позволяет им "отвлекаться от работы болтовней". На самом же деле рисование и речевая деятельность взаимно стимулируют друг друга, и словесное описание того, что ребенок изображает, нужно поощрять.

Искусство расширяет эмоциональный опыт человека. Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с прекрасным.

Таким образом, схематическое рисование в качестве метода интеграции изобразительного творчества и речевого развития не только влияет на развитие изобразительной деятельности дошкольников, их умения и навыки. Интеграция речевого и художественно-эстетического развития стимулирует мышление и умственные способности детей, а также помогает воспитать качества дружелюбия и взаимопомощи в ходе непосредственной образовательной деятельности и имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так как — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для их умственного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. – М,1990 -320 с.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.

3. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 80с.

4. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять рисунок и развивать

творческие способности ребёнка. – СПб.: Речь; Образовательные

проекты; М.; Сфера, 2010. – 92 с.

5. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников:

6. Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1980. – 160с.

7. 6.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.

8. //Нетрадиционные техники. – М. Творческий центр, 2006. – 187с.

9. 7.Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. – М.:

10. Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.

11. 8.Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. – М.:

Мозаика-Синтез, 2008. – 48 с.

12. 9.Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М, 1984 – 213 с.

13. 10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 144 с.

  • С.В. Большакова «Формирование мелкой моторики рук» игры и упражнения».
  • В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».
  • В.П. Дудьев «Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи».
  • Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., "Просвещение", 1977.
  • Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. — №1.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 мая 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год