Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста
Развлекательные занятия
Автор: Трунина Елена Витальевна   
27.04.2024 00:37

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возрастаРоль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

Воспитатель: Трунина Елена Витальевна Москва, 2024 г

Одним из показателей нормального физического и нервно – психологического развития ребёнка является развитие мелкой моторики рук. «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и сопровождающим самостоятельную речевую деятельность.

 

Скачать конспект

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики речи в их взаимосвязи. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. Эти игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Вырабатывается ловкость, умение, управляемость своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры способствуют развитию:

  • Мелкой моторики. Постоянно повторяя упражнения, ребёнок развивает гибкость кистей и пальцев, их подвижность. Улучшается координация движений.
  • Речи. В процессе пальчиковых игр ребёнок прислушивается к речи взрослых и начинает повторять слова, которые слышит. В коре головного мозга активизируются речевые центры, увеличивается словарный запас.
  • Внимания. Ребёнок, играя с пальцами, тренирует устойчивость внимания, умение концентрироваться.
  • Памяти. Все движения в пальчиковых играх сопровождаются стихами, считалками, рассказами. Ребёнок постепенно запоминает их, ассоциация с движениями пальцев. Развивается память ребёнка.
  • Воображение и творческих способностей. Стихи и рассказы, сопровождающие игру с пальчиками, пробуждают творческий потенциал ребёнка.

Одни пальчиковые игры готовят ребёнка к счёту, в других – ребёнок, используя обе руки, что помогает осознать право и лево, выше и ниже, сверху и снизу.

Очень хорошо, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Насколько ребёнку понравится игра, зависит от взрослых. Значение имеют: выразительная мимика, речь взрослого, умение, когда нужно повторить движение без текста, сказать громко или тихо и т.п.

Заниматься пальчиковой гимнастикой можно начинать с самого рождения малыша: массаж ладошек и пальчиков будет полезен для развития и подарит приятные ощущения. Пальчиковые игры необходимы не только малышам. Дошколятам и младшеклассникам гимнастика поможет в письме, а также расслабить руку после занятий.

Чтобы пальчиковые игры приносили максимальную пользу необходимо:

  • В упражнения должны сочетаться движения на сжатие, расслабление, растяжение кистей рук, а также движения всех пальцев.
  • С малышами до 3-х лет гимнастику выполняют ежедневно по 3 – 5 минут, с дошкольниками – до 10 минут.
  • Достаточно выбрать несколько игр и практиковать ежедневно. Многократное повторение поможет запомнить текст и очерёдность движений.
  • Пальчиковые игры подбираются с учётом возраста детей: детям до 1,5 лет проводится массаж пальчиков и кистей; в 2 – 3 года дети выполняют простые упражнения для кистей рук (сначала одной, потом двумя); в возрасте 4 – 5 лет – упражнения на сгибание и разгибание пальцев и координацию движения, повторяя текст стишка; старшим дошкольникам подходят игры, где требуется большая концентрация и точность движений.

В своей работе я придерживаюсь следующих методических рекомендаций:

  • Перед игрой с детьми обсуждаем её содержание, отрабатывая жесты, комбинации пальцев, движения;
  • Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями;
  • Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3-х до 5-ти раз, сначала правой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе;
  • Необходимо показывать детям, что взрослому также очень нравится, интересно;
  • Нужно вовлекать все пальцы руки, чтобы была правильно поставлена кисть руки;
  • Добиваться лёгкости выполнения упражнений.

При необходимости детям оказывается помощь. Занятие длится несколько минут (в зависимости от возраста) и повторяться в течение дня 2 – 3 раза. Постепенно дети заучивают текст наизусть, соотнося слова с движениями. Выбрав несколько упражнений, со временем, заменяя их новыми.

Необходимо соблюдать правило:

  • Перед детьми нельзя ставить несколько задач сразу (например: произносить текст и показывать движения), так как объем внимания у детей ограничен. Таким образом, можно «отбить» у детей интерес к игре.

Пальчиковые игры можно разделить на следующие группы:

  • Игры – манипуляции: «Сорока – сорока…», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик – дедушка…».

Эти упражнения ребёнок может выполнять как с помощью взрослого, так и самостоятельно. Они развивают воображение.

  • Сюжетные пальчиковые упражнения: «Распускается цветок», «Ёлка».
  • Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки и разжимать, произнося звуки: «К – Г», «Б – П», «Д – Т».
  • Пальчиковые кинезиологические упражнения ( «Гимнастика мозга»):

«Колечко», «Ухо – нос», «Горизонтальная восьмерка».

  • Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук: «Надеваем перчатки», «Помоем руки под струёй воды», «Засолка капусты», «Согреем руки».
  • Театр в руке: «»Бабочка», «Осьминожки».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год