Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста
Развлекательные занятия
Автор: Трунина Елена Витальевна   
27.04.2024 00:37

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возрастаРоль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

Воспитатель: Трунина Елена Витальевна Москва, 2024 г

Одним из показателей нормального физического и нервно – психологического развития ребёнка является развитие мелкой моторики рук. «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и сопровождающим самостоятельную речевую деятельность.

 

Скачать конспект

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики речи в их взаимосвязи. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. Эти игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Вырабатывается ловкость, умение, управляемость своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры способствуют развитию:

  • Мелкой моторики. Постоянно повторяя упражнения, ребёнок развивает гибкость кистей и пальцев, их подвижность. Улучшается координация движений.
  • Речи. В процессе пальчиковых игр ребёнок прислушивается к речи взрослых и начинает повторять слова, которые слышит. В коре головного мозга активизируются речевые центры, увеличивается словарный запас.
  • Внимания. Ребёнок, играя с пальцами, тренирует устойчивость внимания, умение концентрироваться.
  • Памяти. Все движения в пальчиковых играх сопровождаются стихами, считалками, рассказами. Ребёнок постепенно запоминает их, ассоциация с движениями пальцев. Развивается память ребёнка.
  • Воображение и творческих способностей. Стихи и рассказы, сопровождающие игру с пальчиками, пробуждают творческий потенциал ребёнка.

Одни пальчиковые игры готовят ребёнка к счёту, в других – ребёнок, используя обе руки, что помогает осознать право и лево, выше и ниже, сверху и снизу.

Очень хорошо, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Насколько ребёнку понравится игра, зависит от взрослых. Значение имеют: выразительная мимика, речь взрослого, умение, когда нужно повторить движение без текста, сказать громко или тихо и т.п.

Заниматься пальчиковой гимнастикой можно начинать с самого рождения малыша: массаж ладошек и пальчиков будет полезен для развития и подарит приятные ощущения. Пальчиковые игры необходимы не только малышам. Дошколятам и младшеклассникам гимнастика поможет в письме, а также расслабить руку после занятий.

Чтобы пальчиковые игры приносили максимальную пользу необходимо:

  • В упражнения должны сочетаться движения на сжатие, расслабление, растяжение кистей рук, а также движения всех пальцев.
  • С малышами до 3-х лет гимнастику выполняют ежедневно по 3 – 5 минут, с дошкольниками – до 10 минут.
  • Достаточно выбрать несколько игр и практиковать ежедневно. Многократное повторение поможет запомнить текст и очерёдность движений.
  • Пальчиковые игры подбираются с учётом возраста детей: детям до 1,5 лет проводится массаж пальчиков и кистей; в 2 – 3 года дети выполняют простые упражнения для кистей рук (сначала одной, потом двумя); в возрасте 4 – 5 лет – упражнения на сгибание и разгибание пальцев и координацию движения, повторяя текст стишка; старшим дошкольникам подходят игры, где требуется большая концентрация и точность движений.

В своей работе я придерживаюсь следующих методических рекомендаций:

  • Перед игрой с детьми обсуждаем её содержание, отрабатывая жесты, комбинации пальцев, движения;
  • Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями;
  • Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3-х до 5-ти раз, сначала правой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе;
  • Необходимо показывать детям, что взрослому также очень нравится, интересно;
  • Нужно вовлекать все пальцы руки, чтобы была правильно поставлена кисть руки;
  • Добиваться лёгкости выполнения упражнений.

При необходимости детям оказывается помощь. Занятие длится несколько минут (в зависимости от возраста) и повторяться в течение дня 2 – 3 раза. Постепенно дети заучивают текст наизусть, соотнося слова с движениями. Выбрав несколько упражнений, со временем, заменяя их новыми.

Необходимо соблюдать правило:

  • Перед детьми нельзя ставить несколько задач сразу (например: произносить текст и показывать движения), так как объем внимания у детей ограничен. Таким образом, можно «отбить» у детей интерес к игре.

Пальчиковые игры можно разделить на следующие группы:

  • Игры – манипуляции: «Сорока – сорока…», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик – дедушка…».

Эти упражнения ребёнок может выполнять как с помощью взрослого, так и самостоятельно. Они развивают воображение.

  • Сюжетные пальчиковые упражнения: «Распускается цветок», «Ёлка».
  • Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки и разжимать, произнося звуки: «К – Г», «Б – П», «Д – Т».
  • Пальчиковые кинезиологические упражнения ( «Гимнастика мозга»):

«Колечко», «Ухо – нос», «Горизонтальная восьмерка».

  • Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук: «Надеваем перчатки», «Помоем руки под струёй воды», «Засолка капусты», «Согреем руки».
  • Театр в руке: «»Бабочка», «Осьминожки».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год