|  Психология восприятия цвета. Почему красный цвет означает «стоп», а зеленый – «идите»? Невеста – в белом, а черный – цвет траура и печали? Счастливый все видит «в розовом цвете», а романтик упивается «голубыми мечтами»… Это всего лишь дань традиции, скажут некоторые, и будут правы… отчасти. Поскольку на эмоциональное восприятие цветов влияют не только обычаи, но и физиологические факторы. Вернее, физиология здесь первична, а уже потом возникли традиционные значения цветов. С одной стороны, восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки. С другой стороны, из школьного курса физики мы знаем, что цвета - это излучения, имеющие волны различной длины и характеризующиеся различной степенью отражения, рефракции и поглощения. Глаз воспринимает цвет, и мгновенно в мозге начинается процесс, отзывающийся в периферийной нервной системе.
 Например, так называемые «горячие» цвета — красный, оранжевый и желтый — имеют наибольшую длину волны, что требует для восприятия значительного количества энергии. Это цвета активно-наступательного характера, они оказывают стимулирующее воздействие на мозг, увеличивают чистоту пульса и дыхания. И напротив, холодные цвета, зеленые и голубые — коротковолновые, и поэтому легко воспринимаются. Вызываемое ими успокоение связано с замедлением метаболизма.
 Помимо естественной реакции нашего организма, в восприятии цвета немаловажную роль играет жизненный опыт. Цвет одежды также красноречив. Например, кого из женщин-специалистов вы выберете в качестве финансового советника — ту, которая носит темно-синий костюм, или девушку в ярко-розовой кофточке? Понятие «цветовой коммуникации» относится не только к области одежды, но и к убранству дома, рекламе, дизайну новой продукции и оформлению торговых предприятий.
 Давайте посмотрим, какое именно влияние оказывают цвета на повседневное поведение людей.
 Психология восприятия цвета - красныйСтимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию.
 В больших количествах может провоцировать ярость, гнев.
 • Насыщенный красный — цвет, выражающий скорость, мощь, игру, опасность и страсть.
 • Красный захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план.
 • Красный создает ощущение тепла. Кофе кажется горячее в красной чашке, нежели в зеленой.
 Предпочтение красного цвета означает уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях.
 Отклонение красного цвета: страх переживаний, физическое и нервное истощение.
 Ключевые значения и символика:
 • огонь,
 • жара,
 • жизнь,
 • энергия,
 • активность,
 • воля,
 • борьба,
 • страсть,
 • агрессия,
 • гнев.
 Психология восприятия цвета - оранжевыйВысвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать.
 Это отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.
 • Оранжевый обладает стимулирующими свойствами, создает впечатление дружелюбия, открытости и склонности к авантюрам.
 • Ярко-оранжевый хорошо заметен, что обеспечило его использование в предупреждающих сигналах.
 • Пикантные (осенние) тона оранжевого цвета теплы, экзотичны и привлекательны.
 • Предпочитающие оранжевые цвета способны к креативному мышлению, полны энтузиазма, но склонны к безответственности.
 • Оранжевый активен, и поэтому любим детьми и спортсменами.
 Предпочтение оранжевого цвета означает активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость.
 Отклонение оранжевого цвета: переизбыток энергии, желание уединения, тишины, спокойствия, стремление к бездействию.
 Ключевые значения и символика:
 • движение,
 • скорость,
 • ритм,
 • радость,
 • эмоции,
 • чувственность,
 • жизнерадостность,
 • общительность,
 • лень,
 • зависимость,
 • избалованность
 Психология восприятия цвета - желтыйЭто яркий, радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений.
 Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма.
 • Желтый цвет — самый счастливый цвет спектра, он олицетворяет тепло, оптимизм и радость.
 • Желтый активно выступает в пространстве, и поэтому считается самым заметным цветом; его предпочитают для дорожных знаков и различного рода упаковок.
 • Желтый цвет стимулирует ясное мышление.
 • Желтый цвет активизирует другие цвета, делая горячие гаммы сияющими и оживляя прохладные цвета.
 • Обилие желтого может утомить. Его приглушенные тона располагают к общению, а золотистые связаны с представлением о богатстве.
 Предпочтение желтого цвета означает желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Иногда: самообольщение, самопринуждение, поверхностность, неуверенность в будущем.
 Отклонение желтого цвета: разочарование, тревожное состояние, утомление от зрительных впечатлений.
 Ключевые значения и символика:
 • солнце,
 • день,
 • свобода,
 • праздник,
 • веселье,
 • терпимость,
 • упрямство,
 • критичность,
 • беспокойство,
 • предательство
 Психология восприятия цвета - зеленыйЭто жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.
 • Бледно-зеленый — успокаивающий и расслабляющий цвет. Способствует улучшению зрения.
 • Ярко-зеленые цвета напоминают о весне и энергии молодости.
 • Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом.
 • Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах.
 • Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежны и великодушны.
 Предпочтение зеленого цвета означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Иногда: сомнение в себе, низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.
 Отклонение зеленого цвета: перенапряжение нервной системы, страдание от гнета или суровой ситуации.
 Ключевые значения и символика:
 • природа,
 • жизнь,
 • вера,
 • гармония,
 • экстравертность,
 • естественность,
 • доброта,
 • мягкость,
 • ипохондрия,
 • эгоизм
 Психология восприятия цвета - изумрудныйКлючевые значения и символика:
 • благополучие,
 • солидность,
 • изоляция,
 • требовательность,
 • последовательность.
 Психология восприятия цвета - голубойПрежде всего, это успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.
 Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.
 • Почти все наши ассоциации с голубым имеют положительный характер, что подтверждает его ободряющее и умиротворяющее воздействие.
 • Цвет морской волны внушает уважение, выражает лояльность, доверие, надежность и целостность.
 • Голубой может раздвигать пространство, и кажется, что время в его присутствии течет медленнее.
 • Во многих культурах темно-синий отождествляется с богатством, а лидеров награждают «голубой лентой».
 Предпочтение голубого цвета означает стремление к покою, гармонии с окружающими и с самим собой, верность, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный темперамент.
 Отклонение голубого цвета: бегство от разрядки и покоя, слабость, длительная депрессия, недостаток дружеских связей в коллективе, неудовлетворенное честолюбие, стремление к превосходству.
 Ключевые значения и символика:
 • ветер,
 • небо,
 • холод,
 • лед,
 • чистота,
 • искренность,
 • разговор,
 • тактичность,
 • замкнутость,
 • равнодушие,
 • манипулирование.
 Психология восприятия цвета - бирюзовыйКлючевые значения и символика:
 • волна,
 • лагуна,
 • дождь,
 • очищение,
 • эволюция,
 • изменения,
 • спокойствие,
 • сдержанность,
 • смущение,
 • тщеславие.
 Психология восприятия цвета - индигоКлючевые значения и символика:
 • мир,
 • глубина,
 • видение,
 • мудрость,
 • тишина,
 • спокойствие,
 • угнетение,
 • беспокойство,
 • идеализм,
 • фанатизм.
 Психология восприятия цвета - фиолетовыйСвязан с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистикой. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности.
 Предпочтение фиолетового цвета означает стремление очаровывать, чувственность, , внушаемость.
 Отклонение фиолетового цвета: контроль чувствительности, стремление к порядку.
 Ключевые значения и символика:
 • мудрость,
 • духовность,
 • мистика,
 • вдохновение,
 • артистизм,
 • благородство,
 • закон,
 • власть,
 • фанатизм,
 • отчуждение,
 • смерть
 Психология восприятия цвета - пурпурный• Пурпурный цвет выражает власть, страсть, чувствительность и роскошь.
 • Темно-сливовый цвет связан с представлениями о таинственном и духовном, он серьезен и благороден.
 • Цвета лаванды и фиалки обладают романтической привлекательностью.
 • В помещениях пурпурного цвета производительность уменьшается, так как этот цвет наводит дрему.
 Ключевые значения и символика:
 • интуиция
 • вечность
 • царственность
 • богатство
 Психология восприятия цвета - розовый• Розовый — самый пассивный из цветов — провоцирует приветливость и снижает агрессивность, как внутреннюю, так и внешнюю.
 • Самый женственный цвет, розовый ассоциируется со вскармливанием и воспитанием.
 • Розовый успокаивает, и считается, что он способствует пищеварению.
 • Ярко-розовый, в котором гораздо больше красного, более энергичен и забавен.
 Ключевые значения и символика:
 • женское начало,
 • безусловная любовь,
 • романтичность,
 • дружелюбие,
 • доброта,
 • женственность,
 • легкомыслие,
 • чрезмерная чувствительность.
 Психология восприятия цвета - маджента (ярко-розовый)Ключевые значения и символика:
 • любовь,
 • нежность,
 • младенчество,
 • мечты,
 • стремление,
 • интимность,
 • ненадежность,
 • ирреальность.
 Психология восприятия цвета - коричневый• Коричневый — теплый, «уютный» цвет, он ассоциируется с землей, деревьями, камином и домом.
 • Наблюдается тенденция покупать дорогие предметы коричневого цвета в периоды с неустойчивой экономикой, т.к. он считается вневременным.
 • Этот цвет популярен в одежде, носящие ее люди считаются открытыми, надежными и искренними.
 • Бумажные пакеты коричневого цвета свидетельствуют об экологической чистоте упакованных продуктов.
 Ключевые значения и символика:
 • почва,
 • мать-Земля,
 • осень,
 • надежность,
 • преданность,
 • выносливость,
 • трудолюбие,
 • скука,
 • консерватизм,
 • страх.
 Психология восприятия цвета - серый• Серый цвет соотносится с беспристрастностью, формализмом, высокомерием и консерватизмом.
 • В отличие от коричневого, серому цвету не хватает тепла, что делает его отстраненным, торжественным, а порой и унылым.
 • Серый цвет ассоциируется с мудростью и зрелостью.
 • Серый металлик связан с представлениями о прогрессе, скорости и профессионализме.
 • В домашней обстановке серый цвет выглядит прохладным и успокаивающим, но не располагает к дружеской беседе и возникновению аппетита.
 Ключевые значения и символика:
 • тень,
 • облака,
 • неподвижность,
 • стабильность,
 • здравомыслие,
 • реализм,
 • раздвоенность,
 • скука,
 • тоска.
 Психология восприятия цвета - белый• Белый цвет символизирует чистоту, невинность, добро и истину.
 • Хотя белый относится к нейтральным цветам, он считается холодным, так как ассоциируется со снегами и льдами.
 • Белый часто используют для выражения стерильности и безопасности.
 • В международном праве флаг белого цвета считается призывом к перемирию.
 Ключевые значения и символика:
 • свет,
 • покой,
 • безмятежность,
 • чистота,
 • пустота,
 • целомудрие.
 • девственность,
 • сосредоточенность,
 • отрешенность,
 • одиночество.
 Это положительный цвет, содержащий в себе все цвета спектра.
 Психология восприятия цвета - черныйОбладает парадоксальными свойствами: вызывает чувство защищенности, утешения, ощущение тайны, он связан с тишиной, бесконечностью, с женской жизненной силой. Но может тормозить принятие решение и изменения в жизни.
 • Черный цвет авторитарен и в больших дозах может произвести впечатление агрессивности.
 • Черный цвет считается консервативным и внушающим уважение.
 • В геральдике черный цвет — символ скорби.
 • Черный дает ощущение веса и глубины. Людям кажется, что фигуры черного цвета весят больше, чем такие же фигуры белого цвета.
 Предпочтение черного цвета означает нехватку или отсутствие в жизни чего-то очень важного, чувство смерти, ощущение судьбы, религиозность, наступление депрессии, отвержение окружающих. Иногда: выражение протеста, негативизм, агрессия, способность терпеть лишения, умение ограничивать собственные притязания, готовность к компромиссам.
 Отклонение черного цвета: предприимчивость, смелость, умение преодолевать помехи, презрение к угрозам.
 Ключевые значения и символика:
 • ночь,
 • покой,
 • тьма,
 • тайна,
 • вызов,
 • печаль,
 • подавление,
 • смерть.
 |