Релаксация, как средство снятия психического и эмоционального напряжения ребенка |
Психология | |||
Автор: Сеничкина Анна Борисовна | |||
18.02.2025 07:21 | |||
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 6 ЯБЛОНЬКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН Подготовила: педагог-психолог Сеничкина Анна Борисовна 2025 год Релаксация — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизических техник.
Современные дошкольники, посещая детский сад, различные кружки, секции — получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей, появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Как помочь детям избежать этого? Детей необходимо научить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем. Релаксационная техника – это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них. Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции, нам нужно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательным или неожиданными для них детскими эмоциями, нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует, можно лишь ограничить форму проявления негативных эмоций. Наша задача научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию, гармонии. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся уравновешенными, внимательными и терпеливыми, а дети скованные и робкие приобретают уверенность и свободу в выражении своих чувств. Особенности выполнения релаксационных упражнений • Время выполнения упражнений не более 4-5 минут.
Давайте рассмотрим несколько методов релаксации, каждая из которых отличается богатым содержанием методик, как индивидуальных, так и групповых. Релаксация и музыка Релаксация и музыкотерапия – это лекарство, способное изменить душевное и физическое состояние человека. Слушание правильно подобранной музыки снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает дыхание. Методы релакс-терапии, связанные с телом. Применяются упражнения на напряжение и расслабление как отдельных частей тела, так и всего тела ребенка. Релаксация через напряжение Выберете место на ковре. Вам нужно лечь удобно на спинку, чтоб приятно было отдохнуть и расслабиться несколько минут. Мы просто поговорим, расслабимся и отдохнем. Я тоже здесь вместе с вами на коврике. Закройте глазки и представьте, что вы держите в руках тяжелые шарики с песком, сожмите мячики сильно, сильно в руках, держите крепко мячики, пока я считаю до 10. Десять – отпустите мысленно мячики из рук, чувствуете какие руки стали легкие? Расслабьте ручки, пусть пальчики отдохнут. Представьте, что ваши плечи стали крошечными, как у Дюймовочки. Сожмите свои плечи, сделайте их маленькими, прижмите плечи как можно ближе к шее. Я сосчитаю до 10, на десять расправьте свои плечики, пусть они станут свободными, как крылышки у птицы, почувствуйте, как усталость и напряжение уходят с ваших плечиков. Снова закройте глазки. Теперь мы будем расслаблять мышцы лица, поэтому откройте свой ротик широкого, как можно шире, а я считаю – раз, два, три – расслабьте ротик, закройте его. Правда – хорошо? Поднимите язычок во рту вверх и прижмите его к небу, крепко прижмите и напрягите челюсть сильно, раз, два, три – опустите язычок. Лицо стало спокойным и расслабленным. А теперь постарайтесь сделать страшное лицо: сморщите свой носик, нахмурьте брови, сердито сожмите губы, раз, два, три – улыбнитесь, вы же просто пошутили – правда? Все мышцы лица расслабились, чувствуете, как легко стало вашему личику. Закройте снова глазки. Представьте, что вам нужно быстро-быстро пробежать по дорожке, ноги напряглись, животик подтянулся и вы побежали. Я считаю до 10, а вы держите ножки и животик в напряжении, как будто вы все еще бежите. Десять – вы прибежали, конец дистанции, вы первые. Теперь можно отдохнуть и расслабиться, ножки стали теплые и усталые, животик мягкий и тяжелый, отдохните, пусть ножки и животик тоже отдохнут и расслабятся. Глазки ваши закрыты, послушайте, что я вам расскажу. Мы с вами сейчас оказались на солнечной полянке, где тихо стрекочут кузнечики, летают разноцветные бабочки и чуть слышно поют птицы. Ветерок легко касается вашего лица, ручек и всего тела, вам очень тепло и приятно, вы отдыхаете и расслабляетесь (релаксационная музыка «Звуки природы»). Я сосчитаю от 10 до 1 и когда прозвучит цифра один – вы откроете глазки и все силы вернутся к вам, настроение будет радостным и бодрым. «Облака» Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака — такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза — поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке. Релаксация с кинетическим песком Очень хорошо расслабляют игры с кинетическим песком. Он является ценным средством для релаксации, поскольку действия с ним успокаивают детей, расслабляют, снимают возбуждение и нервозность. Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься. Релаксация через дыхание Методы релаксации, связанные с дыханием. Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Поэтому особенно важно для каждого человека овладеть техникой глубокого, или полного дыхания, когда в процессе вдоха и выдоха участвует не только грудная клетка, но и самые нижние отделы живота. При таком полном дыхании организм автоматически достигает состояния релаксации, мысли упорядочиваются, а волнение исчезает. При правильном дыхании происходит приток кислорода к клеткам головного мозга, что способствует устранению импульсов раздражения, и организм расслабляется. «Воздушный шарик» Дети садятся в круг. «Представьте себе, что мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите шарик к губам, и раздувая щёки, медленно, через губы надувайте его. Следите глазами как ваш шарик становится больше, дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Методы релаксации, связанные с искусством Все знают, что одна из главных задач искусства – давать душе радость и покой. Эффект релаксации может быть достигнут при просмотра картин, фотографий природных ландшафтов, а также сюда можно отнести рисование. Занятие рисованием – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются, чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть художником – достаточно взять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге. В рисовании для релаксации главное – не стараться, а помнить, что важен – не результат, а расслабление в процессе. Рисование – это удивительное искусство, способное не только порадовать глаза своей красотой, но и глубоко задеть наши эмоции. И когда речь идет о детях, рисование становится не просто занятием, а настоящей терапией для их эмоционального состояния. В процессе рисования дети могут выразить свои мысли, эмоции и чувства, которые еще не готовы или не умеют передавать словами. Это выглядит просто – на первый взгляд ребенок просто сидит и рисует, но на самом деле это глубокий погружение в свою внутреннюю вселенную. В этот момент дети находятся в абсолютно безопасной зоне самовыражения, они создают свой собственный мир, где могут быть сами собой, без страха оценки или критики. Одной из главных причин, почему рисование влияет на эмоциональное состояние ребенка, является возможность освобождения от негативных эмоций. Ведь здесь можно выразить гнев, печаль, страх или радость, не словами, а через цвета, формы и линии. Рисунки становятся своеобразным отражением внутреннего мира ребенка, где каждая линия и цвет имеют свое значение и передают глубокое чувство. Пальчиковое рисование Пальчиковое рисование способствует развитию воображения, фантазии, снятие эмоционального напряжения. Техника проводится в индивидуальном и групповом режиме. Ребенку наносится гуашь на ладошку с помощью кисточки и делается отпечаток на бумаге. Монотипия Монотипия – это спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, осознание ребенком своих границ, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности. Методика может применяться как в индивидуальной работе, так и групповой. Необходимые материалы: оргстекло, гуашь, кисточка, бумага, ветошь для вытирания рук. Детям предлагается нарисовать что-либо на стекле гуашью, затем отпечатать рисунок на бумагу. Далее дети дорисовают монотипию красками до какого-либо образа, сделать рамку для получившейся картины, придумать название картины и небольшую историю о ней. Камнетерапия, кристаллы Марблс, хождение по камням (берефутинг) Направлены на снижение повышенной возбудимости, тревожности и агрессии. Замечено как дети с большим удовольствием работают с таким природным материалом, перебирая их в руках, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Игры с камушками — это доступный и эффективный метод психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Игры с камушками можно широко использовать в целях оказания психологической помощи детям, испытывающим трудности в коммуникативных навыках, в психокоррекции и психопрофилактике конфликтности, замкнутости, тревожности, и для оптимизации психического развития в детском возрасте. А ежедневное хождение босыми ногами по камушкам, которое имеет название «Берефутинг», является тоже одним из способов релаксации и снятия психоэмоционального напряжения. У детей укрепляется не только мышечно-связочный аппарат голени и стопы, что служит профилактикой плоскостопия, но и способствует эмоциональному развитию детей. Конструктор Сборка конструктора – процесс интересный и очень полезен для детей, которые не могут долго сидеть на одном месте. Непоседливые дети при игре с конструктором успокаиваются и сосредотачиваются, так как сборка требует внимания, усидчивости и терпения. Он очень полезен для развития детской психики и эмоционального состояния. Мандалатерапия Мандалатерапия является тоже одним из методов творческой релаксации, так как Мандала – это магический рисунок, который является не только сакральным символом, произведением искусства и плодом фантазии, но и целебным способом сосредоточиться и расслабиться, очистить ум от тревог и переживаний. Я применяла этот метод с детишками подготовительной группы, прежде мы провели сеанс расслабления, под звуки природы расслабились, а затем я предложила деткам выбрать рисунок мандалы и разукрасить его. Им так понравилось, что уже не могла их остановить, они начали находить в своих рисунках силуэты животных, цветов, фигур и, уходя после занятия, они просили еще дополнительные рисунки, чтоб поразукрашивать их дома с мамами. Также я использовала этот метод в ежемесячном тренинге с коллективом на «Построение в коллективе командного взаимодействия». ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. В результате дозированного применения релаксационных упражнений в режиме дня, дети становятся более уравновешенными и спокойными, устраняются повышенная злость, раздражительность, напряженность, тревожность и страхи, что способствует благоприятной психологической обстановке в группе.
|