Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Детские конфликты в дошкольном возрасте. Как быть и что делать?»
Психология
Автор: Савостьяненко Екатерина Дмитриевна   
19.08.2024 20:18

«Детские конфликты в дошкольном возрасте. Как быть и что делать?»«Детские конфликты в дошкольном возрасте. Как быть и что делать?»

На сегодняшний день очень остро стоит проблема агрессивности детей. К сожалению, многие дошкольники вступают в конфликты и решают их деструктивными способами, не стараясь решать возникающие перед ними трудности мирно и спокойно. Предлагаю изучить виды, причины, особенности детских конфликтов и способов их решения, чтобы решить данную проблему.

Виды детских конфликтов

Детские конфликты делятся на 2 большие группы:

  1. Конфликты, связанные с противоречиями, возникающими во время общения и совместной деятельности. Носят временный, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного принятия нормы правильности и справедливости. Подобные конфликты часто полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на самостоятельное решение возникших проблемных ситуаций.
  2. Конфликты психологического характера. Возникают у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности. В ходе этих противоречий притесняется внутренний эмоциональный мир ребёнка, его положительноеэмоциональное самочувствие, малыш не может удовлетворить своих потребностей. Внутренние конфликты отрицательны, так как они замедляют становлениеполноценных, гармоничных отношений и всестороннее формирование личности.

Причины детских конфликтов

В общении детей друг с другом часто возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления терпения, доброжелательности при общении со сверстником, умения отказаться отличных желаний ради достижения общей цели (игры, коллективный труд, спортивные эстафеты и пр.). Дошкольник еще не осознает свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что может чувствовать другой ребенок. Он видит только внешние проявления чувств, желаний другого. Ребенок еще не понимает, что другой малыш-личность, со своими интересами, желаниями, внутренним миром. У сверстников вызывают неприязнь те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые, неловкие, несообразительные.

Как правило, в любом коллективе, а в детском особенно, конфликтные ситуации провоцируют:

  • агрессивисты-раздражаются сами, если их не слушают и задирают других
  • жалобщики-всегда на кого-нибудь или что-нибудь жалуются
  • всезнайки-считают себя умнее других, выше
  • максималисты-хотят чего-то здесь и сейчас
  • молчуны-спокойные, немногословные, узнать, что они хотят сложно
  • невинные лгуны-вводят всех в заблуждение обманом, ложью, часто в нее верят сами
  • нерешительные-медлят с принятием решений, боятся ошибиться
  • сверхпокладистые-со всеми во всем соглашаются
  • скрытные-затаивают обида и неожиданно набрасываются на обидчика.

Дошкольники по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в ситуации успеха чувство радости их переполняет, а неудача влечет огорчение, досаду и зависть. Эти психологические особенности и провоцируют конфликты между детьми.

Разрешение детских конфликтов

Небольшие стычки и недоразумения можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которых ребенку сложно обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вмешиваться в такие ссоры. Необходимо научить их выходить из спорных ситуаций, а дальше дети будут самостоятельно искать выход, договариваться и прекращать конфликт. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей правилам жизни среди других людей (сколько людей, столько и желаний, переживаний, мнений). Эти правила заключаются в умении корректно выражать свое желание, выслушивать желание, мысль другого и договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (определять причину конфликта, находить варианты выхода из сложившейся ситуации). Взрослый, если вмешался, должен обязательно высказать детям свое объективное, бесстрастное отношение к конфликтной ситуации. Нужно учить детей объяснять друг другу свои желания, свои варианты видения ситуации, а затем предлагать им обдумать пути выхода из нее (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно принятие совместного решения).

Способы разрешения конфликта детьми

  1. При разрешении конфликтной ситуации педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение этой ситуации.
  2. Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и его решении.
  3. Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.
  4. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному.
  5. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
  6. Профессиональная позиция воспитателя- взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
  7. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
  8. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
  9. Обсуждать нужно следующее:

-Что произошло? (сформулировать суть конфликта)

-Какие чувства вызвала ссора у участников столкновения? (определить, назвать чувства)

-Как быть в этой ситуации? (предложить свои решения) и т.д.

Благодаря данным способам разрешения детских конфликтов в своей работе с дошкольниками я смогла добиться положительных изменений в общении детей между собой. Так, они стали чаще оказывать помощь друг другу, делиться ценными для них предметами, уступать в процессе игры, слушать и уважать мнение друг друга. Поэтому я рекомендую всем педагогам дошкольных образовательных учреждений использовать данную информацию в своей работе, ведь будущее поведение дошкольников – в наших руках!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год