Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «Застенчивый ребенок»
Психология
Автор: Хубиян Этери Ашотовна   
24.06.2024 15:50

Консультация для родителей «Застенчивый ребенок»Консультация для родителей «Застенчивый ребенок»

У вас застенчивый ребенок? С этой проблемой можно справиться дома, уделяя всего 15-20 минут развивающим играм и упражнениям с вашим ребенком. Есть много полезной литературы на эту тему. Рекомендую почитать Лили Смолл «Застенчивая пони», Филип Зимбардо и Ширли Рэдл «Застенчивый ребенок». А еще в книжке Т.Шишовой «Застенчивый невидимка» вы найдете много добрых терапевтических сказок.

Что же такое «застенчивость»? Застенчивость – это, прежде всего, неуверенность в своих социальных навыках, сопровождающаяся излишней робостью, напряженностью, скованностью. Филип Зимбардо в своей книжке о застенчивых детях написал, что «застенчивость – это негативное явление, препятствующее социальному общению и мешающее, а то и исключающее, веселье».

 

Известно, что детская психика является ещё полностью не сформированной системой. Это делает ребенка уязвимым по отношению даже к самым, казалось бы, мелочным ситуациям. Страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие эмоционально-личностной, коммуникативной, интеллектуальной сфер личности ребенка. Чаще всего взрослые обращаются за помощью к психологу тогда, когда застенчивость начинает мешать ребенку: он всего боится, отказывается общаться со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются, не отвечает на вопрос, даже если знает ответ. Иногда застенчивость маскирует повышенную ранимость, обидчивость и, если вовремя не обратить на это внимание, может усиливаться и привести к психологическим проблемам.

Так в чем же причина застенчивости? Различают несколько главных причин застенчивости у детей.

Генетическая предрасположенность. На сегодняшний день в силу проведения многих научных исследований было доказано, что наследственность достаточно часто является главным и единственным пусковым фактором в развитии такого состояния. Накопление различных мутаций в ряду поколений ставит под угрозу каждого ребенка, рождающегося в будущем. В таком случае говорят почти о стопроцентной склонности. Часто на консультации родители признаются: «Я тоже была (был) такой в детстве».

Неправильное воспитание. Родительское влияние в первую очередь формирует ребенка как личность. Так, гиперопека приводит к полной несамостоятельности и нерешительности в последующем. Если родители чрезмерно требовательны к детям — возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается, у него формируется низкая самооценка.

Нарушение адаптации. Каждые несколько лет ребенок испытывает стресс – кризис 3-х лет -поступление в дошкольную организацию, 7-и лет — поступление в школу, 11-и лет — переход в 5 класс и т.д. По мере их возникновения формируются отрицательные черты характера, которые воспитывают в ребенке неумение сопротивляться внешнему воздействию. На это нужно обратить особое внимание родителей, воспитателей, педагогов!

Социальная среда. Это — всевозможные связи ребенка с окружающим миром. Часто причина скрывается в отношении со сверстниками. Чрезмерная агрессивность или активность других детей может подавить желание к общению с ними.

Негативные последствия застенчивого ребенка:

  • трудно завести новых друзей, знакомых, ребенок не получает удовольствия от общения, круг общения ограничен семейными рамками
  • не может адекватно воспринимать ситуацию, логично мыслить, забывает простые вещи
  • не может заявлять о своем мнении и, тем более, отстаивать
  • недооценивает свои возможности; боится раскрыть свой потенциал
  • чувство тревожности и одиночества превалирует.

Как преодолеть застенчивость?

Очень хорошо помогают в решении коммуникативных проблем застенчивых детей спортивные игры и командные виды спорта. Такие виды спорта требуют от игроков совместных действий, взаимодействия, тактического мышления и командной работы. Командные виды спорта укрепляют силу духа, повышают самооценку, помогают преодолеть чувства страха, неуверенности в себе, стать более инициативным.

Родителям нужно пересмотреть алгоритм общения с ребенком. Научите ребенка произносить фразы в той или иной ситуации: «Это моя игрушка», «Можно мне поиграть с твоей машинкой», «Сейчас моя очередь», «Можно мне взять игрушку» и т.д. А также:

  • постоянно укрепляйте в ребенке уверенность в себе, в собственных силах
  • привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, где ему пришлось бы вступить в контакт
  • расширяйте круг общения ребенка, формируйте у него необходимые для этого навыки
  • будьте терпимы и тактичны по отношению к ребенку, подавайте пример общения с другими людьми
  • развивайте у детей инициативность и самостоятельность
  • фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным
  • хвалите ребенка каждый раз, когда ему удается побороть страх
  • создавайте ситуацию успеха: «у тебя обязательно получится…», «я не сомневаюсь в успешном результате…», «ты можешь справиться…», «без твоей помощи мне не справиться…»
  • не стыдите ребенка за застенчивость и не сравнивайте его с более уверенными в себе детьми — ребенок может потерять доверие к родителям, а затем и к миру в целом.

Упражнения для преодоления детской застенчивости и неуверенности.

  • Упражнение 1. «Автопортрет». Предложите ребёнку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны. Пусть ребёнок ещё раз опишет портрет, но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисована девочка, которая…».
  • Упражнение 2. «Мои эмоции». Предложите ребёнку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, неуверенность, застенчивость, стыд.
  • Упражнение 3. «Неоконченный рассказ». Предложите ребёнку закончить рассказ, начатый вами. К примеру, «Маленькая девочка пошла с мамой в лес за грибами…».
  • Упражнение 4. «Свет мой, зеркальце…». Ребёнку предлагается поработать с зеркалом и спросить его: «Свет мой, зеркальце скажи — Я ль на свете всех…».
  • Упражнение 5. «Маски». Ребёнку предлагается надеть маски различных сказочных персонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персонажей.
  • Упражнение 6. «Приятный или неприятный разговор». Дайте ребёнку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло, сердечно и т.д.
  • Упражнение 7. «Сказочное волшебство»: Назовите ребёнку сказочный персонаж с отрицательными качествами характера, пусть ребёнок придумывает о нём сказку, в которой этот персонаж становится положительным героем.
  • Упражнение 8. «Письмо» Предложите ребёнку написать письмо своему сверстнику и взрослому, с которым у ребёнка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме он может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуации.
  • Упражнение 9 «Закончи предложение». Предложите ребенку закончить следующие предложения: Я хочу… Я умею…

Упражнение 10 «Расскажи стихи руками». Прочитайте ребенку стихи А.Барто (Бычок, Мишка, Мячик, Обида, Сонечка…). Попросите ребенка с помощью пантомимы- мимики и жестов — описать события и эмоции.

Упражнение «Гордый павлин». Покажите ребенку, как гордо и важно, распустив свой хвост, ходит гордый павлин, и потренируйте вместе с ним его походку. А когда вы увидите, что ребенок застеснялся и опустил плечи, шепните ему на ушко «гордый павлин». И тогда, расправив плечи, ребенок почувствует себя более уверенным.

В заключении. Застенчивость – одна из самых распространенных и сложных проблем в сфере межличностных отношений. Она может являться причиной таких проблем, как неспособность выразить свое мнение, боязнь смены обстановки и новых знакомств, скованность и напряжение в общении. Родителям важно уделять внимание самооценке ребенка, предоставить ему определенную свободу, возможность самому принимать решение. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов. Опыт неудач и поражений приземляет, а опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему ребенку расправить свои нежные крылышки. Главное, чтобы ребенка окружали доброжелательные, понимающие люди: родители, воспитатели, учителя, которые принимают его со всеми достоинствами и недостатками. И, возможно, к семи годам его стеснительность сама пройдёт, стоит лишь дать ему время и пространство для развития.

Помните, что скромность не помеха для достижения успеха!

Используемая литература

  • Т. Л. Шишова «Застенчивый невидимка»
  • А. Луговская «Если малышу трудно подружиться»
  • Ф. Зимбардо и Ш.Рэдл «Застенчивый ребенок»
  • Н. А. Богачкина, Р. Н. Сиренко «Как преодолеть детскую застенчивость»
  • Е. Мишина «Застенчивый ребенок. Как преодолеть страх общения»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год